О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Группы подготовки к экзаменам (спортивным соревнованиям)

Группы подготовки к экзаменам (спортивным соревнованиям) — это особый вид терапевтических групп, предназначенный прежде всего для здоровых людей, в силу обстоятельств испытывающих выраженные физические и интеллектуальные нагрузки, ожидающих ответственного события (экзамена, публичного выступления, соревнования), где нужно наилучшим образом продемонстрировать свои знания, умения, навыки. Совокупность обстоятельств, предшествующих экзаменам и соревнованиям (нехватка времени, большие физические и умственные нагрузки, высокая ответственность и необходимость концентрации всех своих способностей «здесь и сейчас», часто вопреки неблагоприятным внешним обстоятельствам) — представляет собой мощный невротизирующий фактор, который (в совокупности с личностными особенностями конкретного человека) способен настолько сильно нарушить поведение индивида (особенно — ребенка), что любой экзамен или соревнование неминуемо закончится для него провалом. Группы подготовки к экзаменам (соревнованиям) нацелены, таким образом, на повышение индивидуальной толерантности (устойчивости) к стрессовому воздействию, которое представляют собой любые экзамены.

Особенности групп подготовки к экзаменам и соревнованиям таковы:

  • В группу (как правило, небольшую, максимум 10-12 человек) включаются здоровые лица (как правило, от 12-13 лет), которые в обычных жизненных обстоятельствах не испытывают серьезных проблем с адаптацией, ведут обыкновенный образ жизни, успешны в учебе, творчестве, спорте, но при необходимости продемонстрировать свои навыки, знания, умения — делают это за счет низкой толерантности к стрессовому воздействию (которое, бесспорно, оказывает любой экзамен) значительно хуже, чем объективно могли бы сделать при иных обстоятельствах. Школьники, спортсмены, артисты — допускают нелепые ошибки, утрачивают способность контролировать время, отпущенное на работу, испытывают различные симптомы, часто имитирующие таковые при соматических расстройствах (тошноту, позывы на мочеиспускание, обмороки, знаменитую «медвежью болезнь» и т.д.), приступы паники.
  • Работа группы представляет собой краткосрочную (как правило, в пределах 1-1,5 месяцев) интенсивную работу, основу которой составляет полимодальная терапия, включающая техники, заимствованные из аутогенной тренировки, дыхательных практик, релаксационные упражнения и рационально-эмоциональное воздействие. Цель работы группы — снизить уровень тревоги, научить контролировать вегетативные реакции, научить концентрации внимания, повысить устойчивость к физическим и интеллектуальным нагрузкам, осуществить профилактику невротических и эмоциональных (прежде всего — депрессивных) расстройств.
  • Работа группы (по понятным причинам) обычно приурочена к периоду экзаменов у студентов и школьников, т.е. происходит, как правило, в апреле-мае (т.к. сами экзамены приходятся на июнь).

Первую свою группу подготовки к экзаменам я провел еще будучи студентом 5 курса медицинского университета. Я в ту пору (что греха таить) подрабатывал репетиторством — готовил абитуриентов в медицинские ВУЗы по биологии. Среди моих учеников были две девушки, которые очень неплохо знали биологию, но не могли написать и строчки без ошибок. Обе заканчивали медицинское училище с отличием и единственным шансом стать студентками для них была отличная оценка по биологии (тогда их сразу же принимали в институт по результатам одного экзамена — такими были правила приема). Вот с ними-то я и провел свою первую группу. С одной из них я дружу до сих пор. Она — чудесный доктор-неонатолог.

Если вы хотите записаться (записать ребенка) в группу — позвоните мне и я расскажу вам, как это сделать.

Что почитать:

Статья про аутогенную тренировку

Статья «Групповая психотерапия» из «Психотерапевтической энциклопедии» под ред. Б.Д. Карвассарского

Отчеты о группах формирования навыков самоконтроля и релаксации в моем дневнике