О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Спросите доктора

Ольга

Развитие ребенка 2.8 лет

 Ольга: Развитие ребенка 2.8 лет   2016-09-10 12:09:09

Здравствуйте! Меня беспокоит развитие сына, ему на сегодня 2 года и 8 месяцев.

Ребенок первый и единственный, семья полная. На момент родов матери (мне) 27, отцу 29 лет. Отец здоров, в семье нет случаев психических или неврологических заболеваний.

У меня вегетососудистая дистония, метеозависимость.

У меня достаточно странный отец (дедушка моего сына). Он никогда не состоял на учете у психиатра, всегда был самостоятелен, адекватен, но в детском возрасте не мог посещать сад, не мог там есть, в школе учился плохо (я сейчас уже не могу точно выяснить, что значит "плохо", к сожалению моя бабушка, мать отца, уже умерла и расспросить мне уже некого...). Сейчас я могу описать моего отца так: консервативный человек, все откладывает на завтра, с трудом воспринимает перемены в жизни, привязан к своей работе (на одном месте работает дольше 25 лет), привязан к своему жизненному укладу, не общается с родственниками просто так (звонит только по праздникам с подачи моей матери, своей жены), не умеет поддержать бытовой разговор (разговор "о погоде"), отвечает односложно, видно, что такой разговор его отягощает и он хочет поскорее завершить его. Родственникам звонит только по просьбе жены (моей матери, бабушки моего сына). В разговоре он иногда много раз, но разными словами, повторяет одну и ту же мысль, это бывает ярко выражено, как будто мысль его не отпускает, он обдумывает ее вновь и вновь. Но он самостоятелен, принимает участие в жизни семьи, если внук заболел - переживает, звонит и расспрашивает о нем, сам ходит на работу, работает, сам ходит в магазин, совершает поездки по делам, звонит коллегам по работе (по поводу работы и по праздникам - коротко поздравить).

Многие странности от папы передались и мне! Я так же не общительна, мне тяжело общаться с дотошными родственниками, я люблю маленькие компании, в большой - устаю от "галдежа". В детстве я помню о себе, что любила иногда бегать по кругу или из одного угла в другой, при этом старалась удариться о стену в конце бега, чтобы почувствовать свое тело. Я неуклюжа, я не умею танцевать, с трудом могу заплести себе волосы в косу (скорее не из-за мелкой моторики, а из-за того, что не могу спланировать свои движения), в школе даже простые беговые лыжи не давались мне - я не могла скоординировать движения своего тела так, чтобы легко и плавно катиться на лыжах, как другие дети. Так и не научилась кататься на роликах, на коньках. До школы у меня, по-моему, не было друзей, в детском саду я не прижилась, все время спрашивала воспитателей когда придет моя мама и в общем ходила за ними по пятам. Речь у меня была ранняя, есть магнитофонные записи, где я в два годика рассказываю стихи и сказки.

В школе я была отличницей, до пубертатного возраста у меня было немного друзей, я была тихоней, но участие в общих мероприятиях в школе принимала, ровесники в общем любили меня, я была доброй к ним и хорошо училась, помогала другим с уроками, подсказывала, и была безотказным человеком; потом я стала более открытой, появилось больше друзей, я стала путешествовать, сама поступила в университет, и в общем-то дальше проблем в жизни у меня не было, хотя я по-прежнему остаюсь закрытым с чужими людьми человеком.

Из странностей у меня осталось: неуклюжесть; иногда я могу "уставиться" в одну точку, при этом я просто отдыхаю, отключаюсь как будто.

Наконец о сыне!

Беременность протекала так: первый триместр с токсикозом, который мучал меня не по утрам, а в течение всего дня, до самого ночного сна. Но работу я не бросала и до 8 месяца беременности я работала, это помогало мне в первые 3 месяца беременности отвлечься от изнурительной тошноты. В первом триместре принимала только витамины - фолиевую кислоту и йодомарин.

На 13 неделе вдруг открылось кровотечение, не слишком интенсивное, я попала в больницу и пролежала там неделю. Причину кровотечения не нашли.

Был странный эпизод, мне ставили капельницу с магнезией, мне от нее стало так плохо, что я чуть не упала в обморок, в этот момент в животе будто бы сын метнулся, хотя это была всего-то 13 неделя! Вообще шевеления я стала чувствовать примерно с 16 недели.

Из больницы я вернулась с тонусом и дальше до конца беременности у меня был усиленный тонус, периодически такой, что я не могла подняться с кровати - было страшно ходить. До третьего триместра принимала утрожестан (гормоны), магний-б6, папаверин.

Данные УЗИ после больницы: срок беременности 14 недель, плацента по задней стенке в области дна, толщина 14 мм, зрелость 0, нижний край плаценты на 5 мм перекрывает область внутреннего зева, гипертонус по передней стенке в нижнем сечении. Сердечная деятельность плода ритмичная, ЧСС 157 ударов в мин. Окружность головы 10,43 см.

Последние недели тонус почти постоянно. Анализы всегда были хорошие, УЗИ, КТГ, в норме.

Последние месяцы малыш очень сильно шевелился, избивал меня ножками очень интенсивно, живот ходил ходуном, особенно в ночное время.

Роды. Начались с излития околоплодных вод, схватки не начинались. В роддоме врачи дали мне 10 часов на то, чтобы схватки начались и пообещали стимулировать, если не начнутся. Схватки начались, но не были интенсивными, матка раскрывалась очень медленно. И меня стали стимулировать окситоцином. Также вкололи анестезию эпидуральную. На нее была странная реакция, я чуть не потеряла сознание, меня каким-то образом привели в чувства.

Роды длились около 15 часов (все это безводный период), матка раскрывалась плохо, себя чувствовала я плохо, не могла скоординироваться, последний сантиметр матку раскрывали мне руками, в итоге ребенка выдавили, навалившись на живот. Я даже не помню, закричал ли он (по-моему нет!), я была просто в шоке от таких родов. 8-9 по Апгар.

Грудь взял сразу и с грудным вскармливанием проблем не было. Мы вернулись домой и в первые месяцы жизни моего сыночка я поняла, что мне достался сложный ребенок.

Он очень много плакал, очень много срыгивал, почти все время проводил на груди, и дни и ночи. Дневные сны были прерывистые, по 20-30 минут, спал до года только на руках или в обязательно движущейся коляске, остановиться было нельзя! За ночь мог просыпаться до 10-12 раз, каждый час! Долго сохранялась желтушка, около месяца наверное.

После полугода я обнаружила, что не могу ввести ему прикорм, ему было неинтересно есть. Не было пищевого интереса, питался только грудным молоком примерно до года.

Гуление у него было вовремя, комплекс оживления был, но как мне сейчас кажется, не сильно выражен. Его как будто что-то беспокоило. К примеру, приходил с работы папа, наклонялся над сыночком, у сыночка появлялся комплекс оживления, он махал ручками, ножками, гулил, улыбался, но недолго и потом сразу начинал рассматривать все вокруг и бить ножками.

Ножками он колотил очень много! Когда лежал постоянно почти и выдувал пузыри из слюней.

Улыбка вовремя. Смех вовремя, но было сложно рассмешить, только щекотушками.

В 4 месяца на улице я стала получать комментарии от соседей: "Он у вас наверное только проснулся! Он у вас такой серьезный!".

В 6 месяцев я вдруг поняла, что мне сложно привлечь его внимание на улице. Дома в принципе он смотрел на нас.

В 6 месяцев обратились к неврологу по поводу плохого сна, крикливости ребенка, его взбудораженности. Невролог поставил диагнозы: вегетативно-висцеральные нарушения, гипердинамический синдром, синдром гипервозбудимости. Назначен пантогам в сиропе и Эдас-306, пропили курс 2 месяца, изменений я не отметила. Больше ничего не назначали.

Сделали нейросонографию в 6.5 мес. Структуры головного мозга расположены симметрично дифференцированы. Паренхима эхогенность средняя. Рисунок борозд и извилин четкий. Межполушарная щель 3 мм. Субархноидальное пространство справа до 1.5 мм, слева до 2 мм. Субкортикальные зоны эхогенность средняя. Перивентрикулярная область эхогенность средняя, структура не изменена. Желудочковая система: индекс передних рогов 35 мм, глубина передних рогов справа 4.5 мм, слева 4.4 мм, глубина тел справа 3.5 мм, слева 3.4 мм, ликвор анэхогенен. Третий желудочек в аксиальной проекции 3.1 мм (не расширен). Четвертый желудочек форма не изменена, не расширен. Большая цистерна 6.5 мм. Срединные структуры: полость прозрачной перегородки не расширена. Сосудистые сплетения справа 6 мм, слева 6 мм. Структура однородна, контуры ровные. Область Таламуса эхогенность средняя, структура неоднородная, множественные гиперэхогенные линейные сигналы по ходу сосудов. Мозжечок и стволовые структуры не изменены.

Доплерография: индекс резистентности 0.55 (норма), ЛСК 79 см в с, линейная скорость по внутренней мозговой вене 16.5-21 см в с (норма 15 см в с). Характер кривой умеренно-псевдоартериальный. Заключение: эхо-картина структура головного мозга сформирована правильно. Стриарная ангиопатия. Гемодинамические показатели - признаки венозной дисциркуляции в бассейне внутримозговых вен.

С этим НСГ пошли к неврологу, она нам сказала, что ребенок наш здоров и мы просто не хотим им заниматься и поэтому говорим, что он возбудимый. А данные НСГ ни о какой болезни не говорят.

Моторное развитие укладывалось в сроки, но наверное, в крайние сроки.

Переворот на живот в 3.5 мес, на спину в 4.5 мес, ползает по-пластунски на животе с 5 мес, к 8 месяцам стал хорошо ползать на четвереньках, в 8 месяцев сел, в 1 годик пошел. Пошел хорошо, но спустя несколько месяцев стал подниматься на цыпочки. До сих пор иногда поднимается на цыпочки. Невролог отмечал небольшой гипертонус, один раз делали массаж, по-моему это ничего нам не дало.

Не нравилось, что никогда у него не было хорошей позы на руках, мне неудобно было его носить, как мешок, не приспосабливался. Никогда не танцевал под музыку, одно время стал бить ножками чечетку, это был его танец под музыку, но никогда не приседал, не двигался как другие детки.

Привлекал нас к своим играм, еще до года, не умея говорить он показывал свою пирамидку, чтоб мы обратили внимание, что он собрал ее, мог взять в ручки мое лицо и развернуть к себе, если я не обращала внимания. Но к году еще не встречал папу с работы, не выражал радости, когда он приходил. Эти эмоции появились только после 1.6 лет.

Указательный жест появился в год. Речь всегда развивалась без задержки, звукоподражания до года, в год несколько простых слов, в 1.8 короткие предложения об окружающем "Ако сини еде" - "Автобус синий едет". В 1.10-1.11 уже развернутые предложения "Мы ушли от дяди, который чинит машину". О себе говорил в третьем лице, потом путал лица, мог сказать "Ты хочет" о себе, то есть одновременно и во втором и в третьем лице, но ровно в 2.6 годика как будто щелкнуло - стал говорить правильно, употреблял все местоимения правильно.

Регрессов речи не было никогда.

Я всегда отмечала слабую мимику, только к 2.6 годам стало получше. Но он никогда не "надувал губки", не гримасничал, не выражал свои эмоции жестами, был сдержан.

Что на сегодня... К 2.6 годам улучшился сон. Днем ребенок спит без просыпаний 2.5 часа днем, ночью 10 часов тоже без пробуждений или с 1 пробуждением. Но во сне бывает немного говорит, посмеивается, под утро сильно ворочается.

Горшок освоил, просится на улице, дома ходит сам, сам выносит.

Избирателен в еде, на все "не хочу, не буду пробовать". Но если какая-то сладость или напиток - пробует без проблем. Не ест фрукты и овощи, и не пробует их. Из фруктов только яблоко, из овощей - только вареные в супе. Ест в принципе сам, ложкой и вилкой, в конце трапезы я его докармливаю.

Сам снимает после прогулки обувь, носки, штанишки. Одеваться пока не хочет сам. Говорит хорошо, но видимо проблемы с произношением, понимаем его в основном только мы - родные. Отвечает на вопросы взрослых, идет на контакт со взрослыми, но эмоционально зажат. Собирает пазлы из 10 примерно частей, играет в Лего, сам собирает машины, поезда, кораблики. Любимые игрушки - машинки, играет, что они что-то везут или едут наперегонки.

Что волнует меня.

1) Ребенок очень непослушный. Он на все отвечает "не хочу". Он неусидчивый, постоянно перескакивает с одного дела на другое. Сложно переключается в бытовых моментах, с криком или с уловками идем умываться, собираться на прогулку.

2) Не интересуется детьми, вернее может только обменяться игрушкой с моей помощью. Иногда спрашивает меня "Что делает девочка?". Я говорю "Спроси сам". Тогда спрашивает, а вообще контакт с детьми в основном через меня.

3) Проблемы с выражением эмоций. Например я рассказываю, как он хорошо себя вел днем (мужу вечером рассказываю), сын в это время щипает меня со всей дури за ногу, аж трясется - это от волнения, что о нем рассказываю. Часто проявляются эмоции через щипки. Когда возбужден, взбудоражен - всегда старается ущипнуть, схватить.

4) Развивается скачками. Например, те же местоимения. Полгода путал, а потом в один день раз и все - стал говорить правильно. Нет плавности. Не хочет ничему учиться, только сам до всего доходит. Так и кричит "Не учи меня, не показывай мне!".

5) Бывают периоды как будто обострений. Становится грустным, больше лежит, катает машинки, игры упрощаются, сложнее управлять им в это время. Начинает постоянно говорить, болтает даже просто звуки бубнить, как будто речь растормаживается, но сам при этом вялый какой-то, грустный, безэмоциональный. Задает вопросы и не слушает ответы, как-то зацикливается. Перестает здороваться по утрам, много плачет по малейшим поводам. Это общий фон, на котором в течение дня проявляются и нормальные эмоции, можем почитать книги вместе, что-то поделать, но все дается труднее, чем обычно. Не могу это ни с чем увязать. Иногда в такие периоды он жалуется на боль в голове. Иногда нет.

Это беспокоит больше всего, потому что я читала, что такое бывает ТОЛЬКО при шизофрении! Я этого боюсь, как огня.

После таких периодов наступает снова светлая полоса, при этом нет никаких потерь, а скорее наоборот, после "плохих" периодов происходит как будто скачок в развитии - появляются новые игровые сюжеты, или какие-то социальные жесты, вот в последний раз после такого "обострения" появилось интонирование в речи, ранее речь была более монотонной, теперь вопросы задает с вопросительной интонацией, может восклицать, окрашивать эмоционально свою речь.

6) Как будто пропускает в развитии какие-то этапы, а потом наверстывает. Сейчас проснулся интерес к играм, которые интересуют более младших детей. Я бы это восприняла как регресс, но у него просто никогда не было этого этапа и вот он вдруг возник - стал сам строить куличики, интересно катать свою коляску, играет, как будто он везет на ней продукты в магазине или он курьер. Точно так же никогда не было жеста "да" - кивок головой. Только словами да и нет выражал свое согласие и несогласие. А теперь вдруг стал кивать иногда. Как будто все социальное появляется, но с какой-то задержкой что ли.

Сейчас мы снова хотим обследовать сына по части неврологии. Начали с консультации офтальмолога, осмотрели глазное дно: вены расширены, сосуды переплетены, агниопатия сетчатки. Невролог отметил дисплазию соединительной ткани.

Теперь хотим сделать УЗИ мозга через висок и ЭЭГ.

Спасибо за внимание.

 drLev:    2016-09-10 13:38:18

Добрый день, Ольга!

Попробую начать с конца. Вы пишете про шизофрению. Опасения-то опасениями, я не видел ребенка, но из того, что вы написали, у меня такого мнения не складывается. Настораживают, конечно, хождение на цыпочках и некоторая избирательность в еде, замкнутость ребенка, но всего вышеперечисленного для такого диагноза мало. К тому же вы отмечаете, что сходные особенности поведения были в детстве у вас и вашего папы, но ни вы, ни папа в зрелости эндогенной патологии не обнаружили. Я не пытаюсь вас успокоить, то что вы внимательны к ребенку, его и ваше счастье, будьте внимательны и дальше, но не преувеличивайте. Сомневаетесь - сходите к врачу, разумеется, психиатру, а не неврологу. Почитайте на досуге.

Теперь в начало. Угроза прерывания, внутриутробная гипоксия, гипоксия в родах - сделали свое дело. То, что ПЭП имеет место, сомнений нет, вот тут ищите грамотного невролога и начинайте лечиться. Развитие у вас в целом соответствует возрасту. О себе в третьем лице имеет право до трех лет не говорить. Непослушание, элементы негативизма готов списать на возрастной кризис.

РЕЗЮМЕ: в настоящий момент данных за шизофрению в вашем рассказе нет. Есть последствия ПЭП. Идите к грамотному врачу.

 Ольга:    2016-09-10 18:45:45

Спасибо, доктор.

Самое главное-то я забыла написать. В начале лета мы посещали психиатра. Она дала сыну тесты на интеллект: собрать сортер, обобщить предметы на карточках в группы (игрушки, посуда и так далее). Поиграла с ним в мяч. И сделала вывод, что сын нормален, но у него конституциональная шизоидность характера. Но прием был короткий, сын плакал, хотел поскорее уйти, он был уже уставший, хотя задания все выполнил.

Как думаете, ходьба на цыпочках может быть неврологией?

Насчет избирательности в еде - сейчас это уже не так резко выражено, пробует новое, но мало что ему нравится в итоге. То есть боязни перед новым продуктом нет, но не часто ему новые продукты нравятся. В последнее время даже сам просит попробовать еду, если мы например зашли перекусить куда-то.

Еще забыла написать, что во время игры, если сын чем-то очень обрадован (например, что-то красивое построил из конструктора), то вскакивает с места и может побежать туда и обратно по комнате или попрыгать вприсядку от радости, как будто какой-то импульс из него выходит, опять же выражает так эмоции. Потом опять садится и играет.

 drLev:    2016-09-11 15:35:36

Выходит, что я и живой доктор, который видел ребенка, пришли к одному мнению, это обнадеживает вдвойне. Цыпочки могут быть неврологией - так может проявляться пирамидная недостаточность у ребенка, а повод для нее у него есть, я уже писал об этом выше. Удачи!

Только для Ольга: Написать новое сообщение

Добавление нового сообщения

Ольга

Развитие ребенка 2.8 лет

Пароль (Password):

Анти-робот тест: Сколько получится: 6 + 5 =

Заголовок

Текст