О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Спросите доктора

лысая панда

никак не можем столкнуть с мертвой точки учебу

 лысая панда: никак не можем столкнуть с мертвой точки учебу   2014-04-03 19:36:51

Добрый день. Моему сыну 10 лет, учится в школе, в 4 классе. Но учеба эта "относительная" - читать начал сносно только недавно (до этого путал буквы, переставлял их местами, мог прочитать половину слова слева направо, а вторую половину справа налево), математика до сих пор для нас "темный лес" - на считает, русский язык - ох! это особая песня - пишет, как израильтянин, без гласных букв, одни согласные. Ребенок не брошенный, домашний, единственный, но есть много двоюродных братьев и сестра, семья полная. Во всем, что не имеет отношения к учебе, просто "обалденный парень", коммуникабельность 1000%, может на детской площадке завести новых друзей за пол-секунды, активный, занимается плаванием, айкидо, прекрасно "дружит" с компьютером, (если бы разрешали больше, стал бы юным хакером). Но любая неудача доводит до слез, при этом не агрессивен, ласковый, добрый. Никак не можем вселить в сына веру в себя и свои силы. Имеется диагноз - гипоплазия гипофиза, гипофизарный нанизм, изолированная СТГ-недостаточность, получает заместительную терапию. Что делать????? С таким сталкивались?

 drLev:    2014-04-03 20:34:26

Добрый вечер!

Тут ситуация, вероятно, непростая - сам по себе диагноз гипоплазии гипофиза приводит к сложным нарушениям регуляции, да и возникает она, как правило, не на пустом месте... опишите мне, пожалуйста, течение беременности, родов, раннее развитие, нюансы поведения - см. тут Попробуем разобраться.

 лысая панда:    2014-04-09 00:39:18

В нашей семье сын – единственный ребенок, но есть сестра(дочь мужа от первого брака). На момент рождения сына мне было полных 31 год. Падчерица - здоровая девочка. В семье наследственной психической патологии нет.

Никаких хронические соматических заболеваний, эндокринной патологии у нас с мужем нет. Анализы на концентрацию половых гомонов (эстрогены, гестагены, андрогены) — не делали.

Первая беременность (не ЭКО). Первый триместр, без осложнений, незаметно, никаких неприятных воспоминаний. На протяжении беременности ела в огромных количествах яблоки и мандарины (по 2 кг. того и другого в день), ни тошноты, ни рвоты за всю беременность ни разу не было. Все заключения УЗИ- норма. Не болела, лекарств не принимала, пила Элевит пронаталь

Второй триместр – шевеление в 19 недель, ни обострений, ни токсикозов, не болела, УЗИ-норма, кроме витаминов, ничего не принимала.

Третий триместр – были отеки, поставили гестоз, водянку беременной 1 степени, (УЗИ почек показало, что плод «придавил» правую почку, отсюда и отеки) лежала на сохранении, просто лежала, никаких процедур не проводили, мерили давление и температуру, в итоге выписали. За беременность набрала 12 кг. Роды – кесарево сечение, из-за меня – в заключении окулиста «исключить потужный период». Ночью отошли воды (3-00), других признаков приближения родов не было, в роддоме, перед операцией взяли околоплодные воды на анализ – ответ «чисто». Рожден в 12-00, 3 кг., 50 см. закричал сразу, 7-8 баллов по Апгар.

При плаче тремор ручек, подбородка. Кормление не менее 7-8 раз по требованию, активно сосал, не срыгивал.

Заключение невропатолога в 1 месяц – психо-моторно развит. …(не разборчиво) тонус удовлетворительный, слуховые рефлексы удовлетворительные.

Д-з: неврологических изменений нет.

С третьего месяца на смешанном вскармливании – не хватало молока.

Размеры большого родничка при рождении не указаны. В 3 месяца – 1см.*1см. ; в 7 месяцев – 0,5см.*0,8см.; больше данных нет.

НСГ в 1-3 месяца не назначали

Голову стал хорошо держать с 2 месяцев. Сел в 4,5 месяца, самостоятельно подтянувшись; пополз поздно и ползал очень мало, сидел и стоял, если что-то хотел взять начинал мычать, показывая пальцем на предмет. Научился ходить в 11 месяцев за неделю. В понедельник сделал самостоятельный первый шаг, а в воскресенье уже практически ходил. Естественно падал на попу, но тут же поднимался и шел дальше. Никаких ходунков и вождения «за ручку» К году произносил порядка 5 слов. Серьезно ничем не болел. НО, было падение в 9 месяцев, обстоятельств не знаю, упал в мое отсутствие – с родительской кровати. На момент когда я увидела ребенка – один глаз заплыл , впоследствии вылез огромный «фингал». На следующий день поднялась высокая температура, рвота, был направлен в больницу. Заключение нейрохирурга – «Ушиб мягких тканей лобной области слева. Неврологический статус без патологии. Краннограммы (возможно неточно, неразборчиво написано), ЭХОЭС – N. НСГ: желудочки симметричные, не расширены, дополнительных образований нет.» Вечером обнаружилось, что вылез первый зуб – в 9 месяцев!!

В 1г 1м. невропатолог - «Психомоторно развит удовлетворительно. Ходит хорошо, говорит отдельные слова. ЧМН в N. Головка …цефа…(непонятно) формы, умеренно выраженная венозная сетка. Мышечный тонус удовлетворительный, рефлексы живые. Д-з: Гепертензия в стадии …(непонятно)… компенсации …(непонятно)… перинат. энцефалопат.»

Сон, с рождения и по настоящее время, спокойный, без истерик, в одно и то же время, засыпание быстрое, без стонов, просыпаний, говорений - «в 9 вечера заснул, в 9 утра проснулся» + дневной сон. Речь была не четкая, но понятная, были неправильно произносимые буквы – все шипящие, «р» не произносилась С самого начала говорил короткими предложениями. В этот период вызывали почти животный страх громкие звуки, крики, в семье говорим достаточно тихо. Крики детей на детской площадке вызывали панику, начинал карабкаться по мне на руки, цепляясь за одежду, отнять его руки было невозможно. На руках успокаивался, если прекращались крики, спускался с рук, начинал играть с детьми. Если детки были не крикливые, спокойные, начинал обнимать их, целовать, дарить игрушки. Дома гостей принимать нравиться (по сей день), очень добрый, пытался привлечь внимание гостя, развлечь. По этой причине(страх шумных детей) определили в детский садик. Привыкания практически не было, ожидали обратного, сразу понравилось. Ни разу за все время не попросил, чтобы забрали домой или не водили в сад. В 2,5 года знал 5 букв, 3 из них мог написать мелом на доске, коряво, но правильно. Но, воспитатель, узнав, что я сама с сыном занимаюсь, сказала прекратить, т.к. это помешает обучению по программе дс. (жалею, что послушала). Очень быстро всему обучался, но все делал по-своему, кушать ложкой начал самостоятельно месяцев с 11, но до 6 лет ложку держал, как руль велосипеда, всей ладошкой и никто не мог его переучить. Одевался быстро, но колготки пятками вперед, трусы наизнанку, обувь «лево-право» все перепутано..и очень долго переучивался, шнурки до сих пор не может завязать, если завяжет, то потом приходится разрезать. А вот с «бытовыми» опасностями было просто изумительно – один раз тронул кончиком пальца горячую плиту, взял нож..в первом случае обжегся, во втором порезал палец, и больше не прикасался. Отличался от сверстников только сумасшедшей коммуникабельностью

В саду очень хорошо ел, за компанию, активный, играл, танцевал, участвовал во всех праздниках. Но, первое слово, выученное в ДС, было «помоги» и началось: сам не одевался, не раздевался, не собирал игрушки, эксплуатировал симпатизировавших ему девочек. На всех занятиях сидел подперев подбородок, смотрел в окно или уставившись в потолок, очень пассивный. Цвета выучил в последние полгода перед школой, до того красный был синим или зеленым, и т.д. правильно называл только черный и белый цвета. Времена года путает до сих пор, месяца так правильно и не назовет с первого раза. Пирамиду собирал, как попало, казалось, что главное не собрать пирамиду, а скрыть палочку, на которую нанизываются диски. (я не знаю что такое доска Сегена). На погоду не реагировал, езда в машине всегда нравилась. Духота, качели –нормально. Дома очень плохо ел, вернее практически не ел мясо, никакое, отбирал и выталкивал из тарелки. С мясом проблемы до сих пор.

С 4 лет занимался с репетиром, мне показалось, что чересчур «напористо» объясняю. «Я» говорил всегда, не помню когда точно, с раннего детства, когда стало понятна речь. В 5,5 лет занимался с логопедом, который вернул нам букву «р». Говорил и говорит простыми предложениями, слова произносит часто с перестановкой слогов, так же строит и предложения. (это касается ответов на вопросы, или какой-то пересказ «по требованию»).

Игры предпочитает и активные - бегать , прыгать, бросать, ловить, но так же ♣и пассивные – может один играть спокойно с машинками и роботами. Ладит прекрасно в игре и со взрослыми и с детьми (но чем старше становится, тем сильнее переживает неудачи). С папой ходили на стадион играть в футбол вдвоем, так сыночек приглашал в игру мальчишек, которые собирались посмотреть, так и играли – папа против мальчишек. Энурез, тики, судороги – нет. Заикания нет, но когда просили и просим, что-то пересказать – несколько раз может повторять часть слова. Страхи – был страх воды, никогда не входил в воду выше пояса, ванна, заполнялась водой сантиметров на 15-20 не больше. Стали водить на плавание – стал относиться спокойно относиться к воде. Панический страх (до сих пор) при виде собак, даже если собака не больше пульта телевизора (пока побороть не смогли).

В 5 лет стало заметно отставание в росте, с каждым годом все больше и больше. Прошли комплексное обследование:

УЗИ печени, почек, поджелудочной железы – N.

УЗИ щитовидной железы – гипоплазия? Негрубые изменения париехимы. Объем 1,1 мл.

Рентген кистей – костный возраст соответствует 2 годам.

Лор, окулист – без патологий

Невропатолог – минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания

Рекомендовано:

L-тироксин (25 мкг) 1 раз в день, постоянно под контролем гормонов крови (1 раз в 3-6 месяцев)

От невролога:

Пантогам по ½-1 таб утром и днем 1,5 мес или фенибут по 1,2 таб. Утром и днем 1,5 мес.

Нейромультивит по ½ таб. 1 р/д – 1 мес.

2-3 курса в год.

Поливитамины с микроэлементами.

В 1 классе был самым маленьким 104 см.Перед школой ЭЭГ не проводилась (наши врачи очень сильно удивились бы)

Тестирование в школу прошел на грани: на все вопросы ответил неправильно, спасло то, что смог объяснить психологу свои ответы. (один из примеров - на картинке нарисованы стол, стул, шкаф, чашка. Вопрос: что лишнее? Ответ: шкаф. Объяснение: кто-то нальет чай в чашку, сядет на стул, за стол и спокойно выпьет. И зачем шкаф?) Приняли.

Адаптация в школе прошла незаметно, так же как в ДС. Несмотря на то, что занимался с репетитором до самой школы, толком не научился ни читать, ни писать, ни считать. Об успеваемости говорить не приходится. На уроках вел и ведет себя активно, все время поднимает руку, просится к доске, даже если не знает правильного ответа. С поведением пока проблем нет, к взрослым относится с уважением, с детьми дружелюбен. Просыпался спокойно, не просит поспать или полежать, утром особо не ел – бутерброд со сладким чаем. Обедает в школе. В школе находится до полудня (с этого года до 13-30). Дома, после школы немного погуляет, совсем немного, еда – и спать - часа 2. Уроки самостоятельно пытается делать, но не считает до сих пор, естественно математика только вечером, днем сам может сделать только устные предметы, но в последнее время говорит «вдвоем сделаем». Если есть возможность избежать или оттянуть время «уроков», то будет отлынивать. Любит принимать участие в различных школьных мероприятиях, не важно, в каком качестве – болельщик или участник. Но если не выбирают участником, игроком – переживает. В школу ходит с удовольствием, несмотря на оценки, если по какой-то причине не идет в школу (проспал и т.д.) вопрос «почему я не пошел в школу?» задает недоуменно-возмущенным тоном.

Несмотря ни на что, по характеру – добряк, хохотун – обычный мальчик.

Никак не может освоить езду на велосипеде (с 3,5 лет) – «а вдруг я упаду»

Что касается нелепых вопросов – их море, каждый день. Иногда не знаем как ответить.

И еще: бывают весьма необычные моменты – едем вдвоем в гости, я – водитель, сын- пассажир. Наша полоса свободна, встречная достаточно загружена. Впереди, кварталах в трех, на перекрестке стоит машина, с желанием вклиниться во встречный поток. И ..

- Почему эта машина хочет врезаться в те машины?

- Какая машина?

- Вот эта (показывает на стоящую)

- С чего ты решил? – я не успеваю толком закончить фразу, и стоящая машина вдруг со свистом влетает во встречный поток…ДТП..

Смотрю на сына, а он мне

- Вот про эту машину я спрашивал..( хотите верьте, хотите нет..но, факт)

В 7,5 лет прошли еще раз обследование:

МРТ(2011 г.):

Визуализированы суб – и супратенториальные структуры головного мозга.

Очаговых изменений в веществе полушарий, ствола мозга и мозжечка не выявлено.

Дифференцировка серого и белого вещества сохранена.

Желудочки головного мозга не расширены, боковые симметричны.

III и IV желудочки расположены по средней линии.

Цистерны основания обычной конфигурации и размеров.

Конвекситальные субарахноидальные пространства не расширены.

Аномалий в области мостомозжечковых углов не выявлено. Внутренние слуховые проходы не расширены, симметричны.

Полость турецкого седла большей частью заполнена ликвором, соединяется с надселлярной цистерной.

Гипофиз симметричен, уменьшен в размерах (сагиттальный 7,0 мм, вертикальный 3,0 мм, поперечный 9,0 мм), идентифицируется в области дна турецкого седла с нормальной интенсивностью МР-сигналов. Воронка гипофиза расположена по срединной линии. Хиазмальная область не изменена. Параселлярные структуры имеют обычное расположение.

Клиновидная пазуха развита, пневматизирована, четко прослеживается. Краниовертебральный переход без особенностей.

Заключение: МР-признаки гипоплазии гипофиза.

Заключение невролога: минимальная мозговая дисфункция.

МРТ (2013)

Визуализированы суб – и супратенториальные структуры головного мозга.

Очаговых изменений в веществе полушарий, ствола мозга и мозжечка не выявлено.

Дифференцировка серого и белого вещества сохранена.

Желудочки головного мозга не расширены, боковые симметричны.

III и IV желудочки расположены по средней линии.

Цистерны основания обычной конфигурации и размеров.

Конвекситальные субарахноидальные пространства не расширены.

Гипофиз обычного положения, незначительно асимметричен (R>L), размером сагиттальный 10,0 мм, вертикальный справа 3,0 мм, слева 2,0 мм, поперечный 10,0 мм)

Воронка гипофиза нормальных размеров, распложена по срединной линии

Хиазмальная область не изменена. Параселлярные структуры имеют обычное расположение.

Клиновидная пазуха развита, пневматизирована, четко прослеживается. Краниовертебральный переход без особенностей.

Заключение: МР-признаки не исключают гипоплазию гипофиза

ЭЭГ:

Заключение: Умеренные диффузные изменения. Ослабление восходящих активирующих влияний ретикулярной формации ствола головного мозга. Превалирование процессов возбуждения в ЦНС.

Заключение невролога: минимальная мозговая дисфункция.

 drLev:    2014-04-09 22:48:01

Добрый вечер!

Давайте разбираться по порядку. Начнем с гипоплазии гипофиза. На последней МРТ ее, похоже, ставят под сомнение? Не очень ясно, почему ставят только изолированную недостаточность СТГ, если есть еще и гипоплазия щитовидной железы (и заместительная терапия L-тироксином (кстати, они часто сочетаются при гипоплазии гипофиза). В любом случае, и то, и другое может отражаться на психическом состоянии ребенка. При недостаточности гормонов щитовидной железы отмечается интеллектуальное снижение, при резко выраженном дефиците - вялость, сонливость, безучастность (этого, похоже, у вас нет). Сам по себе дефицит СТГ практически не влияет на интеллектуальное развитие.

Второе: церебральная органическая патология. Она точно имеет место. И гестоз, и травма головы в раннем возрасте - не прошли бесследно. В итоге в совокупности имеем, как минимум, задержку психического развития, а в худшем случае - интеллектуальную недостаточность, к счастью - без серьезной патологии поведения.

Что делать? Проводить заместительную терапию - строго под контролем гормонального уровня. Не забывать о времени полового созревания, когда начинают подкалывать ХГЧ. Попытаться решить проблему интеллектуального развития - ноотропной терапией, занятиями с дефектологом, психологом. Проводить социальную адаптацию - в плане будущей профессии.