О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Спросите доктора

IK1234

Девочка 7и лет влюбилась в свою одноклассницу

 IK1234: Девочка 7и лет влюбилась в свою одноклассницу   2017-11-17 21:25:38

1) Моя дочь 7и лет (в декабре будет 8), второклассница, влюбилась в свою одноклассницу, пишет ей открытки и любовные письма и преследует своей влюбленностью. Ситуация развивалась исподволь, и некоторое время мы не обращали на нее внимания. А теперь я могу вспомнить все ретроспективно. Мы живем в Швеции. Дочка попала сюда в 3 года, стала ходить в детский сад. С девочкой, в которую она влюблена, она ходила в один сад, потом пошла в школу вместе. Никакой особенной дружбы между ними не было, да и ни с кем из одноклассников у моей дочери не складывается дружбы, о чем моя дочь очень грустит. В прошлом году (в первом классе) она играла с мальчиком, теперь у него свои увлечения – покемоны и компьютер, и он от игр с моей дочерью отошел. Дочка долгое время имела задержку речевого развития, и даже сейчас ее шведский язык остается не на уровне ее сверстников. У нее есть вне школы русскоговорящая подруга. Она пытается завязывать дружбу вне школы и со шведскими девочками, она социальна и ищет общения, но нельзя сказать, что ее попытки взаимны. Девочка, в которую она влюбилась, имеет азиатскую внешность, достаточно любезна. Когда-то, в первом еще классе, моя дочь случайно обронила «А. такая хорошенькая, такая миленькая, мне ее просто обнять и поцеловать хочется.» Я не придала этому значения. Моя дочь не проявляла маскулинных черт так, как это делают «девочки-пацанки», хотя она не любит наряжаться, любит показывать, какая она сильная (она, действительно, очень спортивный ребенок), но в начале лета она вдруг сказала, что она будет мальчиком. «Мальчиком и точка». Я беседовала с ней, пыталась выяснить, почему. Оказывается потому, что я против покупки пистолетов и других мальчишеских игрушек ей. А еще потому, что я ей говорила иногда "Ты же девочки, а девочки должны то-то и то-то...", на что она сразу огрызалась "буду мальчиком". Вроде бы удалось ее переубедить, и к лету она оставила эти странные мечты стать мальчиком. В пистолеты, впрочем, она не играет почти. В куклы она не играет тоже, «они из пластика и жесткие», зато играет в медведей, переодевает их, возит за собой целый чемодан одежды «для медведей», итп. Очень любит мастерить, творческая. В сентябре сказала мне, что в школе «кажется я начинаю уже дружить с кем-то – мы с А. вместе играли с улитками». Но А. не хотела играть исключительно с моей дочерью, тут появились мальчики, которых она вовлекает в игру («грубые и глупые» по выражению моей дочери), и моя дочь очень ревнует. «Если бы не мальчики, А. была бы день и ночь со мной, мы бы даже ходили друг к другу ночевать», как, по ее словам, делают некоторые девочки-подружки из ее класса. Здесь, как я понимаю, эротического подтекста никакого нет, но и представления о том, что то, что происходит – неправильно, тоже нет. Все дело усложняется шведской толерантностью и странной системой воспитания. В первом классе, в прошлом году, в школе дети читали книжку про мальчика, который влюбился в двух девочек и мальчика из своего класса (как написано в аннотации - «чтобы показать, что нет ничего предосудительного в том, что человек может влюбиться в человека своего пола» - видимо, намерения были благие - показать, что бывают разные люди, всех надо принимать, но реализация этих намерений самая идиотская). Я думала, что это можно забыть – интереса к противоположному полу, да и к своему, у моей дочери не было в тот момент. Но вот, оказывается, «семя тли» они смогли посеять. Дочка написала письмо своей подруге А. «Я так люблю тебя, так люблю, ты сама не представляешь. Ничего удивительного, что я в тебя влюбилась, у тебя ведь не только глаза красивые, ты - самая красивая девочка в мире. Ты сладкая, как зайчик, который везде прыгает. А если ты не понимаешь, как я тебя люблю, играй со мной каждый день, и ты поймешь это.» Это письмо она не отдала, но все равно пишет открытки с сердечками, не дает прохода на улице, очень обижается на мальчиков, которые разрушают их совместные игры - ломают красивые домики, итп. А девочка к моей дочери равнодушна, ей не очень нравятся и, может быть, даже отталкивают постоянные приставания моей дочери, ее желание полностью владеть этой девочкой, дружить и играть только с ней. Присутствует какое-то странное восхищение и очарование этой девочкой, которая наделяется совершенно неотразимыми свойствами, в основном, внешней красотой, под обоянием которой находится моя дочь, и она совершенно не понимает, что в этом есть что-то неправильное. (Знаете, как в новелле "Смерть в Венеции" Томаса Манна) «А что, мама, в Швеции ведь даже женщины на женщинах женятся, а мужчины на мужчинах. Но мы не будем жениться, у нас будет один муж вместе, или два мужа». Доктор, мне стоило огромного труда Вам это написать, мне очень больно. Бога ради, ответьте, пожалуйста, что мне делать? Я боюсь проявлений гомосексуальных наклонностей моей дочери, хочу их скорректировать, если это хоть до какой-то степени возможно, и если за этим не стоит что-то еще. Я не понимаю ничего! Быть может, я все утрирую. Но любая мать пошла бы по стенке, если бы дочь показала такое вот писмьо к своей однокласснице.

2) Ребенок родился в Германии, в мои полные 34 года, зачатие естественное и очень быстрое, беременность была неосложненная, протекала отлично, токсикозов не было. Было на очень раннем сроке небольшое кровотечение, но его очень быстро остановили, больше угроз прерывания не было, асфиксии не было, травм не было, я вообще не замечала, что я беременна до последних двух недель перед родами, когда сложновато стало нагибаться. Роды естественные, но с эпидуральной анестезией по моей просьбе. Апгар 9-9-10. Но был вывих обоих тазобедренных суставов, который вылечили до 3 месяцев ношением специальных «стремян». Голову держать, ползать начала, по словам наблюдающего врача, в соответствии с возрастом (не помню точно, когда), ходить - в 1 год. С речью были сложности. Говорить начала поздно. В год слово "мама" не говорила, тем не менее, невропатолог в районной поликлинике не сочла это отклонением. Первые предложения "поезд - ту-ту" появились где-то в 2.5. Очень долго было отставание в речевом развитии, осложненное тем, что мы переезжали по работе из страны в страну (Германия, Франция, Венгрия, потом – Швеция). Русский язык тоже долго не развивался. А шведский и подавно. Когда в Швеции она пошла в детский сад, для нее это было очень сложно. Выучила там всего несколько слов по-шведски, вроде слова "смотри-смотри", за которым следовал указательный жест, общалась на смеси шведского и русского. Могла подойти к шведской воспитательнице и спросить по-русски "Лиза, где куклы шапка?". К русским словам прибавляла шведские артикли "Мама, дай сочкан-мишкан", что означало "дай носочки с мишками". Мороженое называлось почему-то "аноною", апельсин "афифить", итд. Ездила к бабушке в Москву на месяц, занималась в развивающих кружках, проверялась у опытного логопеда-дефектолога. Логопед-дефектолог нашла только легко компенсируемые проблемы с речью, которые объяснила нашими переездами и сложными жизненными обстоятельствами ребенка. И, действительно, русская речь пошла. А шведский язык начал развиваться уже только в подготовительном классе школы, да и то не сам, потребовались дополнительные занятия с преподавателем шведского, как иностранного. Сейчас, во втором классе, ребенок уже не чувствует такой проблемы в коммуникации. Но пишет безграмотно, так, как слышит. В саду, куда она ходила, она чувствовала себя ужасно – не было понимания речи, она очень тосковала, с ней не занимались ничем, кончилось тем, что ее дети стали дразнить «Анна-бабушка, Анна-матрешка». В школе все изменилось, дочь не дразнят, по крайней мере пока. В саду успокаивала себя сосанием большого пальца, и это длилось долго. Сейчас ночью тоже посасывает его, бесконтрольно. Днем не замечена в этом.

3) Одеваться, раздеваться научилась рано. Мелкая моторика развивалась рано и на отлично. Очень аккуратно закрашивает рисунки по контуру, если надо. Вырезает ножницами, мастерит. Имеет способность – придумывает чертеж какой-нибудь модели (палатки, воздушного шара, или, например, лисы), чертит на бумаге детали, вырезает и склеивает или лепит объемную модель. Занимается плаванием, ходит на каток, на фортепьяно, но больше всего любит играть с плюшевыми игрушками, наряжает их, был один медведь, теперь уже два любимых медведя. А есть еще заяц, черепаха, да кото только нет. Любит играть с папой в настольные игры, в карты, даже и в войну с папой, придумывают истории про пиратов, про путешествия. Любит мультфильмы смотреть, конечно. Очень любит ходить в цирк, в зоопарк, любит ходить в походы, за грибами. Вообще обожает лес и природу. Путешественница, отлично переносит дороги. Болела простудными заболеваниями, но не много и не очень тяжело. Из странных болезней – прошлой зимой проявилось витилиго, летом усилилось. Пока обследования не нашли никаких патологий внутренних органов, будем дальше искать. В роду витилиго нет ни у кого. Не знаю, с чем это связано.

4) В школу после сада пошла с удовольствием. Были проблемы со шведским языком, почти ничего не понимала сначала, но так как в школе были осмысленные занятия, это ей нравилось. Сейчас намного лучше шведский, стала прилично читать, уже не по слогам. Но подруг близких по-прежнему нет, хотя ей очень хочется. Я не знаю, в чем причина этого, в характере ли моей дочери, или в том, что ее не очень принимают дети, с ней не очень интересно. Когда на неделю мы ездили в Москву, она бродила по детским площадкам в надежде "хоть с кем-то подружиться". Когда мы были на море, подружка появилась. Диалог был такой «А ты знаешь, что у моего мишки скоро день рождения, и мы будем праздновать?” ”Правда? Как интересно!» Вот здесь, в Швеции, почему-то ей не удается никого заинтересовать своими мишками, не знаю, почему. С русскоговорящей подружкой встречаемся раз в неделю или реже. На продленку она не остается. В школе с 8.15 до 14.00. У нее достаточно много дополнительных занятий. Она раз в неделю стала посещать русскую школу при посольстве РФ в дополнение к школе шведской. Нагрузка довольно большая, писать прописи ребенок, конечно, не рад.

5) Очень грустила, что папа наш уехал по работе в Копенгаген. Он с ней много играл, приезжает – счастье, уезжает – истерика и слезы. В обозримом будущем мы к нему переедем. Очень любит бабушку и дедушку, которые живут в Москве. Психических расстройств, в т.ч. алкоголизма, в семье нет.

6) Витилиго, о котором я уже писала. Других болезней нет.

7) Девочка производит впечатление сообразительной, но с ленцой. Задачи по математике решает неплохо. С другой стороны, память не блестящая, ей трудно выучить стих, трудно запоминать новые слова. Хотя сейчас уже наметился большой прогресс и в этом. Ребенок читает достаточно хорошо на двух языках после лета (особенно на русском), за лето случился скачок и в учении стихов наизусть. То, что выучила, с удовольствием рассказывает. Речь развита все же средне, словарный запас оставляет желать лучшего, хотя он и не маленький. В пять лет ее проверял шведский логопед - в русском языке словарный запас по их тестам соответствовал возрастной норме, в шведском - 2.5 годам. Иногда до сих пор в произношении длинных русских слов допускает ошибки. Показывали дочку шведскому логопеду и в шесть лет – она заключила, что у нее нет логопедических проблем, но маленький запас базовых слов. Теперь запас слов побольше. Окружающим речь теперь понятна, а раньше, в 4 года, речь была невнятной. Очень сердилась, когда ее не понимали. Сейчас истерек на эту тему нет. Если надо, подходит к людям и спрашивает, что ей нужно. Пересказывать тексты мы учимся сейчас. Все осложняется наличием двух языков – русского и шведского. По-шведски, как я понимаю, с пересказом большие проблемы, чем с русским. В целом, прочтя достаточно длинный текст по-русски, может рассказать его содержание. Прочитанное понимает. К логическим умозаключениям способна. Эмоциональный фон в целом ровный, ребенок от природы веселый и позитивный, но когда устает к вечеру, может скандалить, может не слушаться (100 раз надо повторить, что пора идти спать). После недавней поездки в Москву (наверное, устала) несколько дней был неровный эмоциональный фон, раздражительность, плаксивость, что в целом ей несвойственно. Вернулись, а она давай цветы из бумаги вырезать, чтобы подарить их А. и рассказать, как она ее любит. Что же я делаю не так? Что можно сделать, чтобы ситуация стала более здоровой?

Спасибо Вам большое заранее за Ваш отклик!

 drLev:    2017-11-21 22:05:20

Добрый вечер!

Извините, не отвечал долго, было катастрофически много работы, да и сайт неделю не работал, переезжал на другую платформу.

Давайте анализировать ситуацию сразу с нескольких позиций. От простого к сложному.

Позиция 1. Если сводить дело только к сексологии, то однозначных выводов по тому, что вы рассказали, сделать нельзя. Расстройства половой идентификации (транссексуализм и родственные ему состояния) могут возникать в допубертатном возрасте, причем, как правило, именно тогда, когда эта идентификация должна формироваться (к 3 годам). Причем эти состояния у детей сопровождаются резким неприятием своего пола. Ничего подобного у вас в рассказе нет. Расстройства сексуального предпочтения, включая исключенный из всех МКБ и DSM гомосексуализм, напротив, формируются на финишной прямой пубертата, а ребенку 8... Так что на сексологическом поле решение не видно.

Позиция 2. Если воспринимать расстройства влечения в качестве синдрома психического расстройства, то психиатрия указывает в первую очередь на эндогенную патологию. Учитывая парадоксальность течения эндогенной патологии, возрастом можно пренебречь. Но раннее начало должно было бы обеспечить полиморфную клиническую картину. Можно прицепиться к задержке речи. К мишкам. К трудностям установления контактов. Но этого мало для диагноза. Где кататония? Где нелепые страхи? Где вычурное, манерное поведение? Где грубая задержка развития или признаки распада мышления, эмоциональной сферы? Про обманы восприятия молчу. Нет. Ни в аутистическую, ни в шизофреническую клинику ребенок не укладывается. Поэтому описываемый вами феномен приходится ссылать в катерогию расстройств поведения, а это еще та кладовочка, где черт ногу сломит...

Позиция 3. Попытаемся ориентироваться на личность ребенка и подмечать нюансы. а) тяжелый невротизирующий фактор есть? полно: отъезды любимого папы, трудности контакта в связи с языковым барьером, конфликт культур; аномалии развития есть? есть, отставала в речи, обнаруживает признаки психического инфантилизма (истории про пиратов, мишки); обнаруживает иную симптоматику непсихотического спектра? да: сосет палец, витилиго (психосоматическая патология), колебания настроения появились, оппозиционно-вызывающие элементы поведения. То есть в совокупности имеем клинику сложной дисгармонии психического развития с невротической симптоматикой.

Подводим итог. В завершение периода дошкольного возраста, в среднем в 5-6 лет для детей характерно возникновение первых серьезных влюбленностей, имеющих платонический характер (идеализация партнера) и характеризующихся отсутствием собственно сексуального компонента (ведь до пубертата еще далеко!). Это 100% норма. У вашей девочки на фоне психического инфантилизма этот эпизод развития смещается в более старший возраст. Выбор пола объекта влюбленности связан, на мой взгляд, с наложением события на период межполовой дистинкции, когда хуже мальчиков для девочек нет никого. Разговоры о двух мужьях или одном на двоих - следствие культурного кризиса (впрочем, один на двоих, троих или четверых - норма на трети земного шара). Остается только неспецифическая невротическая симптоматика.

Лечение: а) устранить невротизирующие факторы: вернуть папу, закончить переезды, определиться с языком, культурной средой воспитания; б) попробовать терапию ноотропами ради нутрицевтического и стимулирующего их эффектов; в) семейная и групповая психотерапия - поведенческая, когнитивная...

Вот так мне показалось со стороны.

Удачи!

 IK1234:    2017-11-22 14:32:11

Уважаемый Лев Олегович! Спасибо Вам большое за такой развернутый и доходчивый ответ. "Инфантилизм" - это именно то слово, которое мне не приходило на ум, но оно очень точное. В чем-то ребенок кажется уже взрослым (в основном, в проявлении эмпатии и чуткости в отношении близких, в интерпретации эмоций других людей, в т.ч. детей), а в чем-то - совершенный детский сад. Мне надо, конечно, осмыслить всю эту информацию и поделиться ее с нашим любимым папой, чтобы вместе понять, как нам дальше действовать, но в главном Вы меня очень успокоили. Спасибо Вам большое еще раз!

 drLev:    2017-12-01 14:18:51

Не за что. Удачи!

Начать новую темуТолько для IK1234: Написать новое сообщение