О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Спросите доктора

rix

Неконтролируемое воровство или психологический срыв

 rix: Неконтролируемое воровство или психологический срыв   2014-06-11 14:45:10

Добрый день, Лев Олегович.

Прошу Вас помочь и проконсультировать в тяжелой для нашей семьи ситуации. За ранее благодарю Вас за это.

Я постарался максимально возможно написать о каких-то ключевых событиях, если этого не достаточно то я готов дополнить.

Мальчик, 8 лет 10 месяцев - старший ребенок в семье. Второй ребенок девочка - 2 года.

Учиться в обычной средней школе.

Закончил второй класс. Как правило свободное время часто проводит с телефоном в руках, объясняет это тем что заняться больше нечем.

Наблюдая не здоровый интерес ребенка к играм, решили разнообразить мировозрение:

1) С начала второго класса ходит на уроки фортепиано, ему нравиться, пошел по собственной инициативе когда ему это предложили.

2) Стараемся привить (в том числе и личным примером) любовь к спорту. Ходит на тайский бокс неск. месяцев. Ранее ходил на карате и был другой тренер, очень строгий и суровый, сейчас выбрали девушку, тренеровки сейчас большей частью просто как

физическая культура с элементами бокса в защитных костюмах.

3) Вот уже более 6-ти месяцев регулярно ходим к логопеду, у ребенка сложности с буквой "Р", думаю что это психологическая проблема

4) Последнее время стараемся чаще покупать настольные игры, конструкторы: Lego и др. Редко получается играть вместе. Конструкторы, особенно машинки или мотоциклы старается сразу собрать, собирает сам, получается очень хорошо, к настольным играм интерес угасает когда мы не можем составить ему компанию. А составить компанию можем совсем не часто

Я бы описал своего сына как ребенка ленивого и не самостоятельного. Супруга очень сильно опекала его и мне кажется что не смогла или не стала прививать необходимые для ребенка задачи. Заправить кровать, помыть за собой тарелку, налить воды - попить, и т.д. Через соры и скандалы пришлось настоять на необходимости этих элементарных навыков. Сейчас он делает это т.к. иначе я начинаю ругать его.

В детский садик ребенок не ходил. Примерно до 3 лет был дома с супругой, дальше всевозможные школы раннего развития, дошкольное образования, кружки и т.д. Думаю что после дошкольного образования обычная средняя школа оказалась для него шоком. Ему нравилось заниматься до школы и ходить в кружки и разонравилось заниматься в школе. Думаю что так же сказалось рождение дочери. Того внимания которое оказывала ему супруга уже нет. Он понимает, мы ему объясняем что сестренке внимание важнее. Но видимо внутри все таки из-за этого остаются проблемы. Сейчас он уверен что учиться не любит ни кто, и я очень серьезно озадачен необходимостью стимула в учебе у ребенка. Рассматриваем частное образования, но материальной возможности нет, а для того чтобы она была мне необходимо еще больше уйти в работу и тем самым я рискую еще больше усугубить ситуацию, т.к. еще меньше смогу отдавать себя семье.

Мама и папа, обоим родителям было 23 на момент рождения старшего.

С супрогой в свое время решили что я буду стараться обеспечить семью чтобы дать ей возможность находиться дома с детьми.

С начала рождения сына вплоть до сегодняшнего момента - домохозяйка. Не могу сказать что справляется со всеми делами, в следствии чего часто соримся. Из дома стараемся сор не выносить. Живем отдельно от бабушек и дедушек. Родствеников видим один-два раза в месяц.

Гуляет на улице, есть друзья, не могу сказать что он любит большие компании. Думаю что сын не из тех кто любит коммандные игры вроде футбола.

Стараемся учить владеть деньгами, прививаем необходимость накоплений.

Деньги дарят родственики, иногда мы. Тратим по общему согласию, иногда на игрушку вроде конструктора, пистолета или машинку, иногда настаиваем на необходиомости оплаты за логопеда когда видим что стимула в занятиях у него нет.

Вижу со своей стороны тяжелую психологическую обстановку, т.к. сам же ее и создаю. Очень часто не согласованность действий с супругой.

Регулярные споры при ребенке в отношении воспитания, часто моя критика, опять же при детях. Причины чаще всего из за того что я вижу не обходимость в привитии чего-то в воспитании ребенка что маму по каким-то причинам упускает.

Я работаю, часто ухожу в работу с головой - системный администратор и моя работа мне нравиться.

Домом/семьей немогу иногда нехочу заниматься (т.к. ставлю какие-то как считаю более приоритетные задачи для себя чтобы в итоге сделать что-то хорошее все семье, новый холодильник, отпуск или еще что-то) В итоге когда теряю время в общении с семьей, т.е. ныряю в работы а потом выныриваю, и вижу что супруга упускает/упустила какие-то, как я считаю важные для воспитания детей моменты. В итоге скандалы и тяжелая психологическая обстановка.

Сыну делали операцию в р-не трех лет, паховая грыжа, была вероятность защимления, и грыжа значительно выходила в брюшную полость.

Через не большой промежуток времени грыжа вышла с противоположной стороны, вышла не значительно, и мы решили подождать с повторной операцией.

В плоть до сегодняшнего момента повторную операцию не делали. Выходит не значительно и у сына уже закрепилась необходимость вправления грыжи назад.

Был один случай когда тренет по Карате смеялся над ним, приводя в пример перед всеми ребятами что хозяйство надо мыть. Позже мы ему объяснили причины и ушли от него. Ребенок находился больше двух лет на грудном вскармливании. После родовая гиппоксия, родился синеньким, очень зажатый. Когда начал ходить, стрался ползать.

Тоже самое с речью. В какой-то момент мы старались понимать его и общаться на его языке и это абсолютно его не стимулировало к обучению внятной речи.

Считаю что его сложно было приучить к хождению и к необходимости учиться разговаривать. Я списывал и списываю это на какую-то мальчишискую лень.

У сына длительное время развивалась зависимость к компьютерным играм, к играм на телефоне и просмотру ТВ.

Есть свой сенсорный телефон, уже старенький. Играет на нем, на мамином и на моем телефоне, на своем и мамином сам ставит игры и играет.

Иногда просит помочь меня найти или установить что-то, помогаю редко и часто при условии, к примеру за то чтобы он сделал что-то, т.к. не считаю необходимым стимулировать лишний раз его интерес к телефону. Чтобы привить интерес к физическому развитию, в прошлом году я стал позволять ему выбирать чем он будет заниматься (смотреть ТВ или играть) за отжимания. Позже, уже из ваших радио выступлений я услышал что это было не правильно.

Часто последние пол года стал ловить его на том что он не контролирует себя в своем желании взять свой телефон или телефон мамы.

Замечаем последнее время что ребенок стал очень часто обманывать и даже как мне кажеться по пустякам.

Проблема по которой я Вам обращаюсь произошла в прошлую пятницу.

Прешествовали ей несколько серьезных событий:

Возможно месяца два назад или немного больше, учительница попросила первый раз за два года прийти в школу, как оказалось он обидел девочку сидящую по зади него.

Он убеждал меня в том что он ее не бил и что девочка ябеда, хотя я ему постарался объяснить что он все равно виноват т.к. сам довел ситуацию до того чтобы учительница вызвала родителей в школу. Т.к. другие девочки видели что он обидел ее, учительница встала на их сторону. Ситуацию уладили. Физически мы ребенка наказываем крайне редко, т.к все таки поняли что это не наш выход. Поэтому большей частью дома создается тяжелая для него психологическая обстановка. В качестве наказания я забрал телефон и предложил ему уже по накатаной для него полосе начать отжиматься ежедневно определенное кол-во раз чтобы он мог вернуть его себе. Несколько дней отжиманий и он из забросил, телефон остался у меня. Т.к. он лежит в моем шкафу, не закрытый от него, он его стал брать себе. Жена видела это и решила пустить на самотек. Видя реакцию жены и мое не желание усугублять ситуацию еще больше, я тоже не стал на это обращать внимание. Вечером в один день я увидел провод на его кровати, подошел, и оказалось что ребенок утром играл в телефон, оставил его назарядке, телефон перегрузился и начал очень сильно греться. Была очень велика вероятность пожара, и для меня это было очень странно т.к. телефон был горячий как утюг, вообщем что-то в телефоне пошло не так и т.к. весь день ребенок гулял на улице, я думаю что нам повезло что каким-то чудом этот телефон на нагрелся до того чтобы загорелась подушка и пр.

Конечно я отругал его и мы поругались с супругой потому-что она не обратила на это внимание. В следствии этого телефон опять остался под замком.

Далее прошло какое-то время, на кануне экзамена по фортепиано мы его еще больше оградили на этот раз от просмотра ТВ.

На момент экзамена ребенок уже ходил в летнюю школу, и сдав экзамен на 5 вернулся к детям и они продолжали играть.

Со слов очевидцев которые говорили с супругой: у мальчика из лагеря пропал планшетный компьютер в который они играли вместе с моим сыном и другими ребятами.

Этот планшетный компьютер нашли в рюкзаке моего сына и вытащили. Потом мой сын ушел домой, а в школе оставались дети ждать своих родителей.

Как оказалось этот планшет пропал второй раз, какое-то время учителя и дети искали его, потом позвонили домой и поросили вернуть моего сына планшетный компьютер владельцу.

Ребенок сказал что сам все уладит, ничего не объяснил и побежал в школу. Жена пошла за ним. Ей все это объяснили и договорились уже решить все в понедельник.

В выходные нам всем очень сложно было осознать случившееся. Мы говорили, мы спорили, старались не ругаться. Я говорил с ребенком, пытался ему объяснить чем это грозит ему и нам.

Наказание свелось к тому что он остался сидеть в комнате, я попросил его сидеть в комнате до тех пор пока она не осознает что он сделал, как ему это исправить и что мы будем делать дальше.

Он долго плакал потому что я ему рассказал во всех красках что из-за этого его могут выгнать из школы, что родителей могу посадить, что в других странах законы вообще очень суровые в отношении воровства. Потом я предложил его загладить вину перед тем мальчиком и подарить ему свой телефон. Он не захотел.

Я написал ему на листке то что ему нужно сказать и попросил позвонить родителям того мальчика чтобы он мог объяснить все и извиниться. Он позвонил, женщины договорились о встрече.

Мы пришли и поговорили с мамой, мама того мальчика отнеслась с пониманием, попросила не забирать из лагеря, в качестве примерения мой сын подорил какую-то не значительную игрушку.

Я его хотел забрать из школьно лагеря, но мама того мальчика и моя супруга настаивали на обратном, в итоге я предложил супруге решить самой.

И в понедельник она отвела его назад, где он играл с другими.

Во вторник вечером я пришел домой и мне сказали что мой сын, бегая в детском лабиринте опять взял чей-то планшет, это уже была какая-то девочка, которая искала свой планшет и плакала, а этот планшет нашли в сумке моего ребенка когда стали обыскивать сумки всех детей. Нас выгнали из лагеря. Я его ругать уже не стал потому что для меня очевиден психологический срыв. Ругала мама. Пока я не пришел домой.

Я понимаю что нам нужно обращаться к психологу а не решать такие проблемы через форму на сайте. Мы уже обратились и супруга уже ходила на консультацию. Завтра пойду я, возможно с сыном. Для меня очень важно то что возможно Вы сможете порекомендовать в этой ситуации. Я не знаю как мне реагировать потому что у меня нет такой модели поведения на подобный случай и пока-что прибываю в ступоре.

Спасибо за помощь.

 rix:    2014-06-12 15:18:19

Взрослый психолог определил ситуацию как "врожденное одиночество"

Она задала какие-то вопросы наедине ребенку, после этого поговорила со мной.

На вопрос почему тебе нравиться больше играть в игры в телефоне а не с машинками или конструктором, он сказал ей что в телефон он играет "с телефоном" т.е. не один.

Добавила что это чувство одиночества нужно трансформировать, и трансформировать нужно в любовь к себе.

Т.к. на на ее "взрослые" приемы которыми она пользуется он не отреагировал, она направила нас к детскому психологу.

Очень "спорный" как мне показалось, детский психолог, которого мы нашли, увидел в нем подавление его как личность(я это не отрицал и понимаю). Мы ограничили его потребность во владении устройством которое есть у всех, и тем самым лишили его возможности общения на общие темы с его сверстниками. Указала на не обходимость развивать его по ее техникам, таким как рисунок в процессе рисования которого она будет его корректировать. Про одиночество она ничего не сказала и не увидела.

Большей частью я не увидел ожидаемую психологическую помощь со стороны детского психолога, здесь было скорее рассказ о техниках которыми она владеет и которые считает нужным провезти. Очень все показалось спорным

Ближе мне по духу и по практике показался взрослый психолог, и сейчас стоит вопрос либо о поиске другого детского специалиста либо о работе с этим.

Пожалуйста опишите по возможности свое видение нашей ситуации. Спасибо.

 drLev:    2014-06-14 00:35:11

Добрый вечер!

Я не очень понимаю термина врожденное одиночество, допущенного т.наз. психологом. А мое отношение к ситуации описано очень подробно - зависимость от электронных устройств сильно превосходит алкогольную и немного уступает героиновой...

См. здесь - http://www.drlev.ru/blog.php?a=1&p=65 и здесь - http://www.drlev.ru/blog.php?a=4&p=57 и здесь - http://www.drlev.ru/blog.php?a=4&p=44

и здесь - http://www.drlev.ru/blog.php?a=4&p=36 и далее по тексту, увы.

Ребенок отправляется к доктору - психотерапия + поддерживающая фармакотерапия. Планшеты и телефоны изымаются. Вы (в силу профессии) 100% ответственны за приобщение к созиданию на ПК. Учитывая возраст юноши и стаж злоупотребления, даже несмотря на почву, все должно получиться правильно.

Удачи!

 rix:    2014-06-16 13:45:11

Добрый день Лев Олегович

Благодарю Вас за ответ. Детский психолог настаивает на дозированном общении с планшетами/телефонами. Говорит о том что не нужно ничего изымать. Аргументирует это необходимостью для современного ребенка, т.к. в противном случае общаться с другими детьми ему будет не о чем, и находиться в их обществе будет не комфортно. Это и была одна из причин по которым ребенок сорвался, в школьном лагере практичесеи все дети играли и говорили об этом, а у нашего мы забрали эту возможность.

Сейчас, дома, мы все таки настояли на изъятии телефона, объяснили ребенку что это его наказание и телефон мы отдадим другому ребенку. Сейчас по рекомендации детского психолога, один раз день даем возможность 40 минут поиграть в мамин телефон, только после того как он выполнит свои обязанности по дому: заправит кровать, пропылесосит, сделает влажную уборку в своей комнате.

Скажите Вы настаиваете именно на полном изъятии? Мы готовы с супругой отказаться от смартфонов, но как ребенок будет пребывать в обществе себе подобных, у которых проблем с доступом к мобильным устройствам нет?

Я бы хотел более детально ознакомиться с материалами по теме, можно ли как-то скачать ваш доклад или что-то другое что Вы можете порекомендовать? Что подразумевается под фармакотерапией? Есть какие-то конкретно лекарства?

Спасибо Вам за поддержку и консультацию.

 drLev:    2014-06-17 10:49:40

Добрый день!

Ссылочки на доклады и статьи я вам уже написал - посмотрите, пожалуйста, выше.

Что касается лекарств - заочно я их ребенку рекомендовать не могу. В большинстве случаев зависимость формируется у детей, у которых уже есть патологическая почва, требующая терапии, но это требует осмотра, а не онлайн-консультации.

Что касается изъятия... разговоров про других детей... зависимость - по своей природе одна. Нет разницы по характеру развития зависимости между планшетом и алкоголем, между алкоголем и героином - все этапы и стадии одни и те же. Поэтому лицу, который не страдает алкогольной зависимостью, иногда можно позволить себе стакан вина или рюмочку коньяку, а алкоголику - нет. Он сорвется и уйдет в запой. Так же и с игрой. Не забывайте про синдром отмены - чем больше человек пьет (играет), тем тяжелее прервать запой (игру) и тем выше риск развития острых состояний, включая психозы, суицидов.

Для того, чтобы предотвратить возникновение зависимости и сгладить последствия отмены, используют и психотерапию, в том числе - семейную, и лекарства.

Компьютер - инструмент, который позволяет работать, трудиться, творить - вам ли не знать об этом? Вы ведь, как я понял, IT специалист. Научите ребенка использовать светлую сторону ПК, покажите ему горизонты его созидательных возможностей.

Планшет и смартфон для работы практически не предназначены - это игрушка и средство доступа в интернет. Поэтому у моих детей нет смартфона и планшета, а компьютер есть. И никакого дискомфорта при общении со сверстниками они не испытывают (им 7 лет, немного моложе вашего). Смотрят мультфильмы, слушают сказки, дочь понемногу осваивает Corel Draw!

Удачи!