О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Спросите доктора

Olga

страдает от собственной агрессивности

 Olga: страдает от собственной агрессивности   2014-06-04 14:31:44

Здравствуйте, Лев Олегович! Мы с Вовой ( Вове сейчас 3 года и два месяца) были у Вас в январе по направлению от невролога ( ее диагноз был: синдром дифицита внимания с гиперактивностью) и Вы меня так порадовали не увидев никакой симптоматики, я была даже рада отдать денег и узнать, что, скорее всего, диагноз невролога и мои какие-то подозрения - это ошибка и что вообще зря его по врачам таскаю.

Но прошло время, а ситуация никак не меняется, ребенок растет все больше понимает и все больше переживает вот из-за чего:

любой раздражающий стимул вызывает в нем немедленную агрессивную реакцию (как правило, агрессия выражена физически), потом он сразу плачет, искренне сожалеет, просит прощения и пытается сделать все, чтобы загладить свою вину. Сейчас, стал часто просить "Мамочка, помоги мне, я ударил девочку, я не хочу н кого обижать, что мне делать". Однажды я спросила, как же так получается, ответил удивительной фразой: " у меня воли нет, мускулы есть, а воли нет...". На вопрос "что ты хотел сделать" ответить, как правило, не может, говорит, не знаю.... я ничего не хотел, я не хотел так делать, не хотел обижать, я случайно.

С рождения отличался очень резкими порывистыми движениями, замечали все окружающие, массажисты, врачи, друзья, так и говрили, очень шустрый и резкий, до шести месяцев была аллергия непонятно на что, после введения прикорма, стало лучше, в девять месяцев переболел розеолой, без проблем и осложнений, в одиннадцать месяцев гриппом, тоже без проблем, через год тоже перенес грипп, больше ничем не болел. С года был склонен к рвоте, рвало от переживаний, в транспорте, от перевозбуждения и от страха. В год и два месяца, залезал на низкий диван, подтянулся на руках, резко выбросил вперед ножки и кувфыркнулся затылком об пол, разревелся, перепугался, вырвало, больше никакой симптоматики не было, прыгал, скакл, играл, ни сонливости, ни вялости, ни раздражительности, ничего, врач, который осматривал, сотрясение не поставил, а, который выписывал, по факту рвоты, поставил сотрясение мозга, поставили на учет к неврологу, невролог в поликлинике измучила постоянным эхо-эг, говорила, что у него страшно повышенная пульсация, что это осложнения и еще у него ВСД, в общем, на эхо он так орал, я не понимала, зачем вообще это исследование делать и, тем более, повторять каждый месяц и перестала ходить к неврологу.

В два года, четыре месяца упал у папы на работе (с высоты нырнул в бетон) и получил уже настоящее сотрясение, скорую вызвали немедленнь, в скорой уснул, была сонливость, раздражительность, на следующий день рвота, головокружения, полежали в морозовской, все назначения выполняли, наблюдались у невролога морозовской больницы, которая сразу сказала, что у ребенка врожденная слабость вегетативной нервной системы, что с травмой это не связано, пили ноотропы и фенибут, я никаких жалоб не предъявляла, невролог сама говорила, что очень подвижный ребенок, расспрашивала агрессивный ли и т.п., через несолько приемов врач сказала, что ребенок все-таки очень расторможенный и назначила сонопакс, но я не стала давать, а потом мы уже попали к Вам. После травмы никаких изменений не было, поведение не улучшилось и не изменилось. Сразу после травмы в больнице бросался на всех, потом, дома, пока пили диакарб с аспаркамом, не дрался (единственный перерыв с двух лет), как закончили, все вернулось, пантогам дает легкий уравновешивающий эффект (каждый раз замечаю, от пантогама сразу лучше, не значительно, но заметно), когитум, наоборот, усиливал импульсивность.

Вова правда все время двигается, как ходить стал, так сразу побежал, прыгает, карабкается, падает, весь в синяках, я думала, наоборот, хорошо, подвижный, правда, на детской площадке сразу выделяеьтся среди остальных детей и другие родители всегда мне почему-то об этом говорили, а я просто привыкла, такой ребенок, мне сложно судить, хочет бегать, пусть бегает, я тоже сидеть не могу, мне не сложно с ним бегать.

Но вот с агрессивностью, честно говоря, сложно, особенно выражена агрессия при смене погоды или если немного переутомился, но он совсем не злой и грессивность не то, чтобы неадекватная, а чрезмерная. Для подражания всегда выбирает положительных персонажей, отрицательных критикует, они ему не нравятся. Я его терпеливо учила как себя вести в тех или иных ситуациях, как попросить, как ответить, как сделать по-другому, физическую агрессию присекала и он научился, как себя вести, и инструментальная агрессия потихоньку стала снижаться и, если сначала он просто всех бил вместо "здрасти", то постепенно стал бить только когда его что-то раздражает. Ребенок очень тактильный, я думала, может, прсто он любым способом добивается тактильного контакта.... Дома агрессии нет, мультфильмы в ограниченном количестве и тщательно фильтруются, но лучше их вообще не смотреть, т.к. быстро перевозбуждается. В два года ходили на развивашки, нас оттуда попросили, в три года пробовала снова его попытаться в другое место водить, тоже сказали, мол, такой активный ребенок, это проблема.... Общаемся с детьми на площадках, много гуляем, занимаюсь с ним дома, собирает лего, рисует, лепит, играет в машинки, строит для них разные дороги, играет в ролевые игры, сейчас купила ему песок кинетический, так вообще не оттащить, все время, везде (дома, на улице, в магазине) громко поет, попадает в ноты.

С ним легко договориться, с воспитанием вообще никаких проблем, понимает объяснения, задачи, убирает игрушки, моет руки, чистит зубы, помогает, стремиться быть хорошим, очень нежный, но, при этом, все время сильно сжимает ручки и зубы, стискивает, надавливает и в порывах нежности често может делать людям больно, учила как надо ласково, как нежно погладить, но у него не получатся, все время какое-то напряжение в теле, хочет погладить, а похлопывает или сжимает.

Детей очень любит и животных тоже, жалеет, уже эмпатия развиваться начинает.

Но бьет... Объясняю каждый раз, обыгрываем потом с игрушками как можно было иначе сделать, вводила наказания, санкции, от отчаяния даже решилась давать сдачи, когда меня бил (спокойно, без эмоций, сразу точно так же, как он), через две недели поняла, толку никакого, рассказала ему сказку про мальчика, который превращался в дракона, сказала, что твой дракон разбудил моего дракона, но я со своим справилась и тебе надо справится со своим добрыми делами и т.д. и т.п., так я ушла от применения физического воздействия, но он испугался, что превратится в дракона и очень старался не драться, но все равно не получалось, любой раздражитель, особенно, если это агреесия в его сторону, крик или немпритное слово, сразу бах и все и потом сам в слезы, мама я не хотел, не хотел..., а, если хоть чуть-чуть устал, так раздражителем может быть все что угодно.... Сам стал критично к себе относится, сам говорит что не прав, что не так сделать и как надо было поступить, все правильно говорит, рассуждает, все соображает, но справится никак не может. Как-то я ему мультик выключила, сижу к нему спиной на детской табуретке, леплю, чтобы он переключился сам, а он резко, как набросился, вцепился мне в голову, я молча встала, выставила его за дверь, молча села и дальше леплю, он ревет, носогубный треугольник посинел," мама прости, мама я хочу в угол", проревелся, пошел, лег в кровать, уснул, во сне плакал "мамочка ой-ой-ой, мамочка ай-ай-ай", проспал 15 часов подряд, утром говорит: "мамочка я тебя ударил, я очень переживаю за это, я не знаю почему я так сделал".

Вот жалко так его, Лев Олегович, чем помочь человеку?

Никаких психологических зацепок найти не могу, что бы могло его провоцировать.

Он так искренне каждый раз переживает, а мне и жалко и, одновременно, вынуждена твердо физическую агрессию пресекать, что и делаю, но как-то совсем у нас ничего не получается...

Я очень хочу снова ошибаться, но он будто правда не может контроллировать импульсы.

Подвержен частой смене настроения, я уже привыкла, резко кричит, бегает, падает, краснеет, спокойно стою жду, это все быстро заканчивается, идем дальше и он всегда знает, что никакой реакции не получит и ничего криком не изменит, но вспышки и перепады настроения регулярны, особенно при смене погоды или если режим сбивается (но это очень редко бывает, стараемся соблюдать), когда погода меняется резко, сразу видно, поведение становится совсем неадекватное, может кричать, на прохожих бросаться, бить, рычать, визжать, поведение становится непредсквзуемым, успокаиваю, глажу, максимально спокойно разговариваю, увожу с улицы.

 drLev:    2014-06-06 10:46:10

Доброе утро, Ольга!

Я вам не говорил, что не нашел никакой симптоматики, вы меня не очень правильно поняли! У вас остаточная симптоматика ранней сочетанной церебрально-органической патологии вследствие не очень гладко протекавшей беременности и перенесенной черепно-мозговой травмы. Однако, несмотря на это, развитие юноши идет по возрасту, у него хороший запас знаний и навыков. Поэтому я просто констатировал факт, что ребенок наблюдается у доктора-невролога и на текущий момент (мы с вами виделись сразу после рождественских каникул) в психиатрической помощи не нуждается.

Добрый совет: сходите к нашим неврологам в КДЦ Морозовской больницы, они вам распишут детально всю терапию для компенсации состояния. Если что-то будет происходить не так, приходите ко мне в начале осени, вмешаюсь в ситуацию.

С поклоном, доктор.

 Olga:    2014-06-06 18:29:03

Ну вот я так и думала, что плохо поняла, поэтому и написала. Просто сейчас стал хорошо говорить, все объясняет и как-то отчетливо стало мне ощущаться, будто все возрастные, кризисные моменты отдельно и идут своим чередом, ребенок развивается, инструментальная агрессия снижается, потому, что то, что он понимает и знает как сделать его уже не раздражает, а на раздражители всегда все равно одна и та же реакция и это как-то отдельно от развития вдруг стало восприниматься и не меняется ни при каких обстоятельствах,педагогические меры бессильны, хотя, в других областях все работает прекрасно, благо познания в педагогике есть, но раньше, когда был младше, было непонятно и в то время, когда у Вас были, я еще пыталась искать психологические причины и педагогические ошибки.

Теперь все ясно. Будем лечить неврологию и наблюдать. Какой же вы хороший, отзывчивый, компетентный доктор, спасибо! Вова от Вас в полном восторге был, до сих пор вспоминает.

 drLev:    2014-06-07 00:35:44

Вове от меня - поклон. Удачи! Крепкого здоровья!

 Olga:    2014-06-10 13:42:06

Лев Олегович, простите пожалуйста, что я Вас так беспокою. Но мне все-таки остается непонятной проблема дифференциальной диагностики. Изначально я не предъявляла активных жалоб, мы наблюдались просто после травмы, невролог замечала симптоматику и, в конце концов, обобщила ее, как СДВГ, получается, невролог так воспринимат, вследствие этого мы были напрвлены к Вам для уточнения диагноза, у меня тогда еще в голове была каша, невролог назначала сонопакс, объясняя что ребенок очень расторможенный, а препарат успокоительный, я совершенно не понимала зачем ребенку такой "успокоительный" препарат, хотя понимала, что действие у него совершенно конкретное, а врач описывает эффект, а понятного ответа на вопрос зачем именно моему ребенку это лекарство я не получила и не давала препарат.При нашей с Вами встрече я услышала то, что хотела услышать, а остальному не уделила внимания. Теперь же, в силу того, что ребенок растет и его реакции уже не выглядят настолько "смешанными" (т.е. когда визуально "просто маме" сложно отличить кризисные, возрастные, психологические и неврологические причины) мне стали видны симптомы, которые я верно или ошибочно отношу к неврологическим. Вы, как профессионал, конечно, сразу увидели определенную симптоматику и невролог видела.

Но, если я правильно поняла, невролог определяет симптоматику в совершенно конкретный синдром (причиной которого являются, возможнл, те же нарушения, котлрые описываете) а вы видите ее именно, остаточную симптоматику органических и церебральных нарушений (про которые невролог сразу сказала, что у ребенка это врожденное). Смею предположить, что симптоматику и Вы и невролог видите схожую, возможно, я стала замечать то же самое...

Вопрос в том, имеет ли значение для терапии видит невролог проблему как СДВГ или как остаточную симптоматику церебро-органической патологии (говоря Вашими терминами), т.е. при этом он видит и лечит ту же самую симптоматику или это разные и принципиальные вещи?

Нам 16-го на прием к неврологу и мне важно разобраться и понять правильно как Вы видите ситуацию и как ее видит невролог и почему именно такое лечение получает ребенок, т.к. когда я не понимаю что мы лечим и почему именно так, а слышу от врача только информацию об эффекте, который оказывает препарат, у меня повышается тревожность и я боюсь давать лекарство.

Спасибо, извините еще раз за навязчивость.

 Olga:    2014-06-10 14:16:27

Т.е. лечение симптоматическое и без разницы как это обозвать или все-таки имеются в виду совершенно разные диагнозы и лечение разное должно быть? Я, конечно, эти вопросы задам неврологу, но мне очень важно и Ваше мнение знать, обобщить информацию, понять о чем и как спрашивать, потому, что пишу немного лучше, чем говорю, буду опять, как Вас на приеме глазами моргать, слов не найду и ничего не пойму. Есть же еще родственники, которые с ребенком общаются от случая к случаю и довольно мало, но, если я делюсь своими переживаниями, говорят, мол, не води по врачам, залечишь. Конечно, я не хочу "залечить" то, что лечить не надо, но, в то же время, не хочу упустить, то, что нуждается в коррекции. В то же время, как вы верно сказали, что я назвала "триаду", врач и поставила такой диагноз....

И вот это я хочу понять, что нужно корректировать и как к этому грамотно подойти, как общаться с врачом.

 drLev:    2014-06-14 00:46:56

Добрый вечер!

Проблема дифференциальной диагностики - это и есть главная проблема... СДВГ (по американски) - наследуемое патологическое состояние, которое лечат, по преимуществу, стимуляторами (наркотики амфетаминового ряда, Риталлин - № 1, в России, к счастью, запрещены). В нашем понимании - это неспецифический синдром (т.е. набор симптомов, проявлений, связанных друг с другом причиной и механизмом возникновения), в основном - следствие церебральной органической патологии. Отсюда и подход к терапии - этиологический и патогенетический - т.е. воздействие на причину и механизм развития. Отсюда выводы: ноотропы; препараты, обеспечивающие нормативный объем кровообращения, корректоры настроения (на время), дегидратация - если есть внутричерепная гипертензия.

16 я буду на месте. Постучитесь, если что!

Почитайте здесь - будете самым подкованным родителем - http://www.drlev.ru/about.php?r=6&t=doklad8 есть еще интересный блок информации - http://www.otrok.ru/doktor/info/index.htm - смотрите внимательно слева!

Удачи!

 Olga:    2014-06-16 22:26:06

Спасибо большое, Лев Олегович, все прочитала. Я думаю, все-таки осенью мы с Вами встретимся... Сегодня погода, видимо, очень влияла, сыну было тяжело и пока ехали весь извелся, "из кожи" лез, в кдц по коридорам носился, визжал ультразвуком, со всеми подрался, это все обычная история, но сегодня его "колбасило" без остановки и как-то уж очень, обратно шли, ревел белугой, хотел вернуться, просить прощения у мальчика, которого за лицо схватил, я, говорит, не специально, пойду обратно, извинюсь, чтобы он меня простил, я говорю, да он не сердится уже на тебя, а он, нет сердится, я пойду, вернусь.., на меня, конечно там многие сердились, я за ним бегаю, но не успеваю, одна женщина попросила меня перед ними с дочкой извиниться, я не поняла, то ли он девочку за руку слишком сильно схватил, может сжал, не суть..., Вову не стала просить извиняться, он и так сожалел, глядя, как его "несет" мне его жальче было, я сама извинилась, я таким родителям благодарна (знаю, понять невозможно, главное, я сама знаю, что ребенок у меня очень воспитаный и все соображает), хоть на ребенка не орут (часто приходится защищать, чужой человек может кричать "не ори", "не бегай", а я то знаю, что он не может не бегать и не орать, могут даже обзываться, вот этого я не понимаю), всегда лучше, когда со мной разбираются, он хотел с детьми играть, а получалось, что грубо трогал, потому, что на взводе был, дети сердились, кто-то кричал, кто-то бил, а он в ответ уже дрался, я оттаскивала, все так мгновенно, я не успеваю предупредить... В общем, бежали мы из кдц.

На приеме врач осмотрела, послушала мои жалобы, я, как сама это понимаю, на импульсивность пожаловалась, что дерется человек, если что-то раздражает, врач сказала, что это психологическое, надо с психологом работать. Диагноз: G96.9, ММД, СДВГ. Медикаментозная терапия: Пантогам 10% по 2,5 мл. 2 раза в день 2 мес., фенибут 0,25 по 1/2т 2р/д 2 мес. (все начали принимать). Рекомендации: занятия с психологом.

Может, правда, я гду-то косячу, надо попробовать с психологом. Но почему тогда в остальном все в порядке, чудесный ребенок, умный, рассудительный, не зажатый, общительный, без неврозов (в смысле, не писается, не чешется, не грызет предметы с ногтями..., только песни поет все время), очень добрый, дома не прессуем, с ним договориться легко обо всем, вот у меня полное ощущение, что не со зла совершенно бьет (в смысле сердится то да, но бить не хочет), просто сдержаться трудно.., где здесь психология.... (я не вижу, чисто стимул и чрезмерная реакция, прям физиология Павлова), но попробую обязательно, со стороны виднее, себя объективно судить невозможно, было бы здорово, конечно, если, например, я что-то не так делаю и меня в это ткнут и можно будет, изменив поведение, изменить ситуацию.

Засим не буду Вас уже загружать жалобами онлайн (вы меня простите, банально не с кем о наболевшем, интернет стерпит :), написала и полегчало ), будем разбираться, не получится с психологами, осенью запишусь на прием.

Спасибо, Вам тоже усехов во всем!.

 drLev:    2014-06-17 10:51:50

Договорились, до встречи осенью! Распишу терапию, а подрастете - возьму в группу ДРО.