О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Совещание в Министерстве Юстиции

Сегодня я принимал участие в совещании в Министерстве юстиции.

Официально это называлось заседанием межведомственной рабочей группы по реализации пункта 60 плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (выделено мной).

На повестке дня стояло 11 пунктов.

1. Конкретизация понятия жестокое обращение с несовершеннолетним в 156 ст. УК РФ. Сошлись на том, что это сделает Верховный Суд - обобщив судебную практику. Уточнять понятие в тексте статьи прямо в УК не стали.

2. Внесение изменений в статью 116 УК РФ в части определения санкций за побои несовершеннолетних. Сошлись на том, что нужно добавить квалификационный признак малолетний, а санкции не менять.

3. Разработка правового акта, регламентирующего порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Решили, что это сугубо технический вопрос, который (как и раньше) решит Министерство Здравоохранения.

4. Конкретизировать понятие непосредственной угрозы жизни и здоровья ребенка в ст. 77 СК РФ (когда ребенка следует немедленно изъять из семьи). Формально пришли к такому же выводу, как и в пункте 1. Прозвучало несколько интересных мнений, в частности - предусмотреть рассмотрение судом в течение 48 часов обоснованности изъятия ребенка (по аналогии с недобровольной госпитализацией в психиатрический стационар).

5. Дополнить ст. 134 УК РФ установлением ответственности за совершение с несовершеннолетним, не достигшим 16 лет, действий сексуального характера, не подпадающих под определение мужеложства и лесбиянства. Я сначала никак не мог понять, о чем идет речь, т.к. часть 1 ст. 134 устанавливает ответственность за гетеросексуальный сексуальный контакт, а часть 2 - за гомосексуальный, все иное, как мне казалось, квалифицируется как развратные действия (ст. 135). Оказалось, что я неправ, т.к. уголовное законодательство не отождествляет правовой термин половое сношение и медицинский термин половой акт, поэтому оро-генитальный половой акт (в понимании врачей) для юристов уже является иным действием сексуального характера (одним из тех, за что, при условии их насильственности, устанавливает ответственность ст. 132). Я предположил, что если эти действия совершались по обоюдному согласию - то для их квалификации вполне хватает части 1 ст. 134, а если насильственно - то это как раз и будет квалифицировано по ст. 132. Коллеги согласились и предложили дождаться пояснений от ВС.

6. Создание службы социального сопровождения несовершеннолетним, осужденным (вероятно, не приговоренных к реальному лишению свободы, т.к. в колониях такая служба есть) и освободившимся из мест лишения свободы. Представитель ФСИН пояснил, что сегодня в России всего около 2000 подростков, отбывающих наказание в колониях (отрадно слышать, так как еще несколько лет назад их было более 20000), т.о. ежегодно в каждом регионе число освободившихся не так уж велико (представитель Правительства Москвы уточнил - речь идет о единицах, если пересчитать на московские районы), поэтому создавать службу не имеет смысла. Более того, служба пробации, о которой говорили еще лет 10 назад, так и не заработала. Представитель Министерства образования его поддержал, пояснив, что силы КДН вполне справляются с этой задачей. Решили новую службу не создавать, улучшать то, что уже есть.

7. Введение в школьный предмет ОБЖ тем, призванных сформировать у школьников навыки избегания совершения противоправных действий. Сразу встал вопрос: кто в школах будет это преподавать. Представители СКР подчеркнули, что их сотрудники и так ходят по школам и проводят там уроки правовой грамотности. Представитель Минобразования дополнил, что программа правового обучения и воспитания уже почти готова, и это будет совсем не ОБЖ, а отдельный предмет. Решили дождаться появления этой программы.

8. Вопрос об инкорпорации в законодательство РФ правил управления имуществом сирот, изданных в 1969 году, решили отложить, т.к. никто из собравшихся не владел вопросом.

9. Очень горячо обсуждали вопрос относительно передачи правоохранительным органам информации о гражданах, составляющих предмет медицинской тайны. Речь шла о том, что если правоохранительные органы будут получать от докторов сведения, что гражданин обращался, например, за наркологической или психиатрической помощью, они смогут провести в отношении его и его детей ряд профилактических мер. Хотя МВД и Минздрав дали на предложение отрицательные заключения, спор разгорелся нешуточный. Предложения были разумные и не очень. Например, представитель Педагогического университета им. Герцена предложила обязать наркозависимых и алкоголиков самих регистрироваться в полиции, и в случае, если они это сделают, предоставлять им социальную помощь (вроде пенсии), что не вызвало ничего кроме улыбок у присутствующих. Она же предложила сразу же ограничивать их в родительских правах. Представитель Минздрава справедливо отметил, что приказ о передаче в полицию сведений о пациентах, поступивших в медицинские учреждения с заболеваниями, происхождение которых носит явно криминальный характер (например, пулевое ранение) и так существует. Моя позиция была однозначной - категорически нет. Я объяснил, что наше население и так боится обращаться за медицинской помощью, что тысячи людей не идут в ПНД, после того, как их переименовали в амбулаторные отделения психиатрических больниц (и подчинили больницам), что ведет только к разрушению системы здравоохранения. А неизбежные злоупотребления приведут к тому, что наши диагнозы будут продаваться на компьютерных рынках вместе с базами данных ГИБДД...

10. Обсуждали положение о КДН. Пришли к выводу, что т.к. КДН выполняет очень важную работу, очень полезна, надо готовить отдельный ФЗ о КДН.

11. Об отмене принципа добровольности при направлении несовершеннолетних на медицинское освидетельствование. Представитель МВД пояснил, что речь идет о состоянии опьянения при совершении административного правонарушения (т.е. с 16 лет) и планируется действовать по аналогии с пьяными водителями. Выяснилось, что этот вопрос уже разрабатывается в рамках подготовки нового федерального закона.

Вот так.

2014-04-16