О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Всероссийская конференция в Ярославле

Доброе утро!

Как и обещал, выкладываю свой доклад, что делал в Ярославле 4 октября. Поскольку слайдов для двухчасового сообщения пришлось приготовить много, некоторые из них, не содержащие непосредственно научной информации, служившие во время выступления для структурирования повествования, я здесь выставлять не буду.

Поскольку доклад делался не с нуля, то, разумеется, некоторые его фрагменты уже были озвучены и опубликованы. Поэтому кое-где по ходу публикации я буду ставить ссылки на предыдущие материалы.

Слайд 1.

Слайд 2.

Уникальное интегративное положение науки аддиктологии позволяет исследователям изучать феномены зависимости с разных позиций. Недавно нашел очень любопытные рассуждения о зависимости от Интернет в популярной книге, написанной известным американским экономистом.

Слайд 3.

Клиническая самостоятельность большинства нехимических зависимостей вызывает большие сомнения. Очень трудно разработать диагностические критерии, например, для любовной аддикции. Что не мешает списку нехимических зависимостей разрастаться с каждым годом.

Слайд 4.

Слайд 5.

Как же в Ярославле не вспомнить про Ипполита Васильевича Давыдовского? Он выпускник Ярославского медицинского университета.

Слайд 6.

Это ключевой слайд для всего доклада. Я к нему по ходу выступления много раз возвращался. Здесь самое главное - слагаемые стрессорного потенциала интернета, слагаемые аддиктивной личности и происхождение эйфории, необходимой, чтобы механизм формирования зависимости запустился. Труднее всего объяснить именно эйфорию. Я могу только предполагать, что у человека в ходе эволюции возник уникальный, не характерный для животных навык - визуальное (и не только) конструирование параллельных реальностей. Представьте себе игру ребенка: плюшевый мишка в его руках одновременно и друг, с которым можно общаться и делиться самым сокровенным, и просто игрушка, которую купил папа. Более того, сообщая взрослым истории о похождениях мишки в волшебном лесу (вспомните Винни-Пуха), ребенок сам в них верит, считая их реальными, но в то же время осознает, что эти истории - плод его воображения. Визуальный ряд, генерируемый компьютером, ведет, вероятно, к подобной же диссоциации сознания, т.е. по сути к трансовому состоянию, дающему эйфорический эффект.

Слайд 8.

Седьмой слайд, содержащий заголовок, я пропустил. Сейчас будут анализироваться факторы, создающие Интернет его стрессорные свойства.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12 я пропускаю. Он содержит заголовок - Факторы, создающие аддиктивную личность.

Слайд 13.

Вероятно, аддиктогенный потенциал интернета невысок, по крайней мере точно ниже, чем у героина или алкоголя. Однако именно в связи с наличием у человека механизма, позволяющего получать удовольствие без применения ПАВ, группа риска по формированию интернет-аддикции намного шире, чем по наркоманиям и алкоголизму. Вдобавок очень важно отметить, что в отличие от наркотиков и алкоголя (по крайней мере, при употреблении его детьми), интернет воспринимается социумом как совершенно безвредный продукт. Я видел детские горшки, снабженные креплением для планшета.

Слайд 14.

Слайд 15.

Это и есть динамика личности в контексте формирования зависимости.

Слайд 16 пропускаю. Он содержит заголовок - Клиническая картина.

Слайды с 17 по 25 я уже выкладывал. Их можно найти здесь Эта часть доклада звучала на Международной конференции в Коломне в феврале 2016 года. Прошу обратить внимание, что нарочно использую именно МКБ-10, а не другие классификации, поскольку именно МКБ-10 (в ее адаптированном для России варианте) является классификацией, которую используют для диагностики психических расстройств наши доктора.

Слайд 26 - пропускаю. Он содержит заголовок - Скриннинговая диагностика.

Слайд 27 - пропускаю. Он содержит ссылку на шкалу оценки зависимости от персонального компьютера. Ей можно воспользоваться прямо сейчас. Главное, обратите внимание, что Шкала оценки зависимости от персонального компьютера, Интернет и мобильных устройств, обеспечивающих доступ к нему – инструмент скриннинговой и предварительной диагностики, не подменяющая собой визита к врачу. С ее помощью невозможно установить достоверный клинический диагноз, она служит лишь для выявления детей и подростков, относящихся к группе риска по формированию интернет-аддикции. Шкала не предназначена для самодиагностики! Отвечать на вопросы шкалы должны родители или другие близкие люди, хорошо знающие особенности поведения ребенка или подростка, внимательные и наблюдательные. Шкала не предназначена для диагностики взрослых, поскольку заложенные в ней клинические феномены аддиктивного поведения изучались на детях и подростках, а клиническая картина зависимости у взрослых и детей, как показывает опыт, может существенно различаться.

Слайд 28.

Это самые предварительные результаты применения шкалы.

Слайд 29.

Слайд 30 пропускаю, он содержит заголовок - Коморбидные расстройства. Этот блок я уже докладывал на конференции в РНИМУ им. Н. И. Пирогова 25 мая 2016 года. Слайды с 31 по 39 можно посмотреть здесь.

Слайд 40 - пропускаю. Он содержит заголовок - Лечение.

Слайд 41.

Слайд 42.

О психотерапевтической работе с зависимыми от интернета на днях выйдет моя большая статья. Я даже знаю ее выходные данные, просто журнал еще не привезли из типографии. Пережогин Л. О. Полимодальная психотерапия зависимости от персонального компьютера, интернета и мобильных средств доступа к нему // Образование личности. 2016. № 3. С.22-28. Как только выйдет из печати, я ее выложу на сайте.

Слайд 43.

Слайд 44.

Эти слайды - результат обработки данных, полученных при анализе анкет, разработанных ВПА для развивающихся стран. Они стоят на моем старом сайте, можете с ними ознакомиться, а также почитать материалы для специалистов и родителей.

Слайд 45.

Слайд 46.

Эти слайды последние. Подробнее - в статье по психотерапии, которая скоро выйдет.

Слайд 47.

Спасибо за внимание!

2016-10-06