О себеМоя работаЛечениеБиблиотекаДневникКонтакты

Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека

Добрый день!

На будущей неделе в Коломне состоится очень представительная международная конференция, посвященная месту компьютера в психологии и психическом здоровье человека, в культуре, в обществе. У меня запланирован доклад. Сегодня публикую текст, сразу после конференции выложу слайды.

КЛИНИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНТЕРНЕТА

И МОБИЛЬНЫХ СРЕДСТВ ДОСТУПА К НЕМУ

Л. О. Пережогин

Россия, Москва, ФГБУ «ФМИЦПН им. В. П. Сербского» МЗ РФ

drlev.ru@yandex.ru

Аннотация: в работе на основании обобщения клинических эмпирических данных дается клиническое описание зависимости от персонального компьютера, интернета и персональных средств доступа к нему в соответствии с критериями зависимостей МКБ-10.

Abstract: in the paper on the basis of generalization of experimental data given a clinical description for a personal computer, the Internet and personal means of web access addiction, in accordance with the criteria for dependency ICD-10.

Ключевые слова: зависимость, интернет, компьютер, критерии, психические расстройства.

Key words: addiction, Internet, computer, criteria, mental disorders.

Проблема зависимости от персонального компьютера и интернет изучается более 20 лет. Однако до настоящего времени не утихают споры относительно нозологической самостоятельности этого клинического феномена. Также не сформулированы и критерии диагностики, в то время как в клинической практике все чаще встречаются состояния отмены [ 2 ] и психозы, вызванные данным видом зависимости. За основу описания клинической картины зависимости от персонального компьютера, интернета и средств доступа к нему нами были взяты общие критерии МКБ-10, описывающие синдром зависимости. МКБ-10 считает диагноз валидным, если из 6 общих признаков как минимум три обнаруживались в течение года.

Международная классификация болезней (МКБ-10) в качестве основной характеристики синдрома зависимости указывает на влечение к веществу, вызвавшему зависимость, как на «потребность (часто сильную, иногда непреодолимую) принять психоактивное вещество» (в нашем случае – предпринять действия по взаимодействию с сетью или устройством, обеспечивающим такое взаимодействие – персональным компьютером (ПК), планшетным компьютером (ППК), мобильным телефоном).

При зависимости от интернета и средств доступа к нему нами были выявлены следующие закономерности:

а) влечение к устройствам, обеспечивающим доступ в сеть, может носить периодический или постоянный характер; нами не было выявлено корреляции между продолжительностью зависимого поведения и характером патологического влечения;

б) в период, когда влечение имело место, оно носило очень сильный, зачастую – непреодолимый характер; молодые люди описывали сильное желание играть в компьютерные игры или «бродить по интернету» без определенной цели и внутренней логики, оставлять сообщения в социальных сетях; если влечение по каким-то причинам не удавалось реализовать немедленно, мысли о необходимости воспользоваться устройством, обеспечивающим выход в сеть, становились неотступными;

в) в ходе реализации сетевой активности влечение резко нарастало в начале работы, а затем постепенно снижалось; в случае многочасовых эксцессов к концу работы возникало чувство пресыщения, желание прекратить работу; вопреки желанию остановиться подростки могли продолжать сетевую активность до полного физического изнеможения;

г) описанный в наркологии феномен нарастания признаков зависимости после относительно длительного периода воздержания нами наблюдался редко.

Процесс «употребления», т.е. самой сетевой активности, независимо от ее характера, сопровождался рядом характерных феноменов, которые в совокупности можно описать, как «опьянение», проявлявшееся на ранних стадиях эйфорией, моторным возбуждением, ажитацией, а в дальнейшем – нарастанием моторных автоматизмов, с элементами дереализации и деперсонализации, включая метаморфопсии и аутометаморфопсии, субъективные ощущения изменения формы и длины рук, изменение субъективного чувства течения времени. Через несколько часов сетевой активности возникала заторможенность, ее сменял физиологический сон.

Классический критерий утраты количественного контроля МКБ-10 описывает как два связанных между собой феномена: «сниженную способность контролировать прием вещества: его начало, окончание или дозу» и «безуспешные попытки или постоянное желание сократить или контролировать употребление вещества». В случае зависимости от интернета и мобильных средств доступа к нему речь может идти не о «веществе», а о действиях пользователя сети, в целом же критерий соблюдается.

Первый феномен при зависимости от интернета и мобильных средств доступа к нему встречался нам регулярно, второй – значительно реже, скорее, как исключение.

В первом случае наблюдались:

а) предвкушение взаимодействия с компьютером, планшетным компьютером, смартфоном, которое было тем острее, чем дольше длился период вынужденного воздержания (например, во время пребывания в школе); спустя несколько часов воздержания возникали феномены, сходные с овладевающими представлениями, во время которых переживания были сродни таковым во время реальной игровой или сетевой активности. Дети непроизвольно перебирали пальцами, имитируя свои действия на клавиатуре или сенсорном дисплее; внезапно на доли секунды возникали визуальные (чаще) и аудиальные (реже) образы игры или сетевого контакта;

б) в начале игры или при выходе в сеть (в частности, при посещении ресурсов социальных сетей) отмечалось стремление к сверхактивному использованию ресурса – к игре с несколькими удаленными партнерами сразу, к использованию нескольких окон параллельно, к хаотичному чередованию адресатов при отправлении сообщений;

в) при необходимости завершить работу с устройством или выйти из сети пользователи старались всячески оттянуть время окончания работы с сетью.

Желание сократить или контролировать игровое время или время, проведенное в сети, регистрировалось нами относительно нечасто и было характерно только для подростков старшего возраста и юношей. Они предпринимали попытки обходиться без смартфона или планшета, например, во время каникул, осознанно приобретали самые простые в техническом плане модели мобильных телефонов, позволяющие выполнять лишь голосовые вызовы и отправлять текстовые сообщения, а чаще просто выключали мобильное устройство во время посещения уроков (лекций) или в спортивных клубах, во время романтических встреч и т.д.

Состояния отмены (абстинентный синдром) наблюдались нами приблизительно у половины детей, обнаруживающих зависимость от интернета и устройств, обеспечивающих доступ к нему. Это вполне соотносится с основополагающими представлениями наркологии о последовательности формирования состояний зависимости, подразумевающими стадийность развертывания клиники зависимого поведения. В МКБ-10 абстинентный синдром характеризует вторую (среднюю) стадию зависимости, поэтому разумно предположить, что среди наблюдавшихся нами детей, у которых были выявлены признаки зависимости от интернета, многие находились на начальной стадии.

Как правило, абстинентная симптоматика развивалась после того, как родители силой или обманом лишали ребенка возможности находиться в сети, отнимали мобильное устройство или отключали (блокировали паролем) персональный компьютер. Чаще всего, по признанию родителей, это было выстраданное, но спонтанно осуществленное решение, которое являлось для ребенка неожиданностью. Протекание абстинентных реакций в значительной степени отличалось у преморбидно здоровых детей и детей, обнаруживающих психические расстройства, на фоне которых сформировалось зависимое поведение. Подробное описание феноменов абстиненции было сделано нами ранее [ 2 ].

Для синдрома зависимости характерным признаком является повышение толерантности, которое проявляется в двух формах – «в необходимости повышения дозы для достижения … желаемых эффектов» и в том, «что хронический прием одной и той же дозы … приводит к ослабленному эффекту» (МКБ-10). В случае зависимости от интернета и средств доступа к нему рост толерантности проявлялся в увеличении времени работы в сети и в изменении характера этой работы:

а) по мере формирования зависимости у детей и подростков неуклонно росло время, проведенное в сети; как правило, до формирования зависимости, среднее время, проведенное за компьютером, составляло ежедневно не более 2 часов; в течение нескольких месяцев время, проведенное за игрой или просто в сети, могло достичь 6-8 часов в сутки, занять все свободное время подростка;

б) в качестве показателя роста толерантности можно указать на начало сетевой активности в двух и более окнах параллельно; отмечалась и параллельная работа на нескольких подключенных к сети устройствах;

в) по мере роста толерантности и начала работы в нескольких окнах или на нескольких устройствах отмечалось значительное усиление феномена метаперсонификации [1], достигающей, по сути, формирования нескольких параллельных аутоидентификаций; вероятно, феномен метаперсонификации чем-то близок по своей природе конверсионным расстройствам, однако эта гипотеза требует дополнительной проверки.

Следующим критерием зависимого поведения МКБ-10 называет «поглощенность употреблением», которая проявляется как в отказе от альтернативных форм наслаждения или интересов, так и в больших затратах времени на поиск вещества, его употребление и восстановление от его эффектов. При зависимости от интернета и средств доступа к нему нами были выявлены:

а) резкое сужение круга интересов, фиксация на игре или сетевой активности, сопровождавшиеся эмоциональной вовлеченностью, поглощенностью своими игровыми успехами или накоплением виртуальных друзей на своей странице в социальной сети, которые значительно превосходили реакции на успех или неуспех в учебе, реальных контактах с референтной группой сверстников;

б) отмечался перенос в поле сетевой активности большинства социальных контактов и многих социальных и даже биологических по своей природе действий, в частности – творческой активности, просмотра кинофильмов и прослушивания музыки, установления дружеских и партнерских отношений; многие подростки старшего возраста указывали на свое предпочтение сексуальных контактов посредством сети контактам с реальными партнерами; у нескольких юношей наблюдался распад длительных партнерских отношений;

в) в связи с многочасовой ежедневной сетевой активностью, требующей значительных психических и физических усилий, отмечались выраженное переутомление, формирование астено-невротических реакций.

Последним общим критерием зависимости МКБ-10 обозначает «продолжающееся употребление… вопреки явным признакам вредных последствий». Несмотря на констатируемые лицами из ближайшего окружения очевидные негативные последствия игровой или иной деятельности, связанной с сетевой активностью, критическое отношение у зависимых лиц к своему состоянию отсутствовало. Даже в случае формального признания того или иного неблагополучия оно никогда не относилось субъектом в счет последствий работы с сетью и устройствами, обеспечивающими доступ в сеть.

Таким образом, анализ клинических феноменов, наблюдаемых при зависимости от персонального компьютера, интернета и мобильных средств доступа к нему позволяет с высокой уверенностью относить это состояние к синдрому зависимости (F1x.2 по МКБ-10), включая синдром отмены (F1x.3 по МКБ-10). В то же время открытыми остаются вопросы, имеются ли при ПК-зависимости специфические по клинической картине психозы, возникающие на фоне продолжающейся активности или на фоне абстиненции, имеются ли состояния, аналогичные амнестическому синдрому? Наши эмпирические наблюдения на данный момент не позволяют сделать даже предварительные выводы.

Литература.

1. Пережогин Л. О. Интернет-аддикция в подростковой среде. // Сборник тезисов международной конференции «Подростки и молодежь в меняющемся обществе – проблемы девиантного поведения». Москва, 2001. М.: Новый отсчет, 2001 – С 56-68.

2. Пережогин Л. О. Синдром отмены при зависимости от Интернета и мобильных средств доступа к нему // Наркология № 10 — 2015. — с. 101-103.

2016-02-07